Ссылки для упрощенного доступа

Кто грабил Россию


Шон Макмикин."Величайший грабеж в истории: как большевики мародерствовали в России"
Шон Макмикин."Величайший грабеж в истории: как большевики мародерствовали в России"

В Великобритании вышла книга о том, как большевики распродавали российские культурные ценности. Им помогали западные бизнесмены. Причем некоторые из посредников руководствовались не только корыстью.

Книга с интригующим названием "Величайший грабеж в истории: как большевики мародерствовали в России" (History’s Greatest Heist: The Looting of Russia by the Bolsheviks) принадлежит перу известного историка профессора Шона Макмикина (Sean McMeekin). Она сразу привлекла внимание не только профессиональных историков, но и широкого круга читателей.

Еще до Октябрьской революции партия большевиков не брезговала грабежами для пополнения партийной кассы. На таких грабежах, в частности, специализировался молодой Сталин. Поэтому ничего удивительного не было в том, что, захватив власть в 1917 году, партия Ленина начала невиданную в истории компанию экспроприации частных и государственных ценностей. Склады Петрограда и Москвы ломились от изделий из золота и серебра, драгоценных камней, антикварной мебели, посуды, картин – всего, что можно было продать за рубеж за твердую валюту. Шон Макмикин в своей книге проследил, как большевики во время гражданской войны в течение четырех лет сбывали на Запад национальные культурные ценности для поддержания своего режима, субсидирования мировой революции и закупки оружия. Он отмечает, что по самым скромным оценкам к декабрю 1921 года стоимость награбленного составила один миллиард двести миллионов долларов (примерно 120 миллиардов долларов на сегодняшние деньги). Но чтобы успешно делать этот бизнес, нужны были посредники – те самые капиталисты и банкиры, о которых Ленин сказал, что они сами принесут большевикам веревку, на которой те их повесят.

Профессор Макмикин на основе новых документов, обнаруженных им в российских, европейских и американских архивах, рассказывает, как западные банкиры и промышленники - кто из симпатии к советской власти, а кто из корысти - помогали сбывать награбленное и отмывать "грязные" деньги. Одним из главных посредников в этих делах был крупный шведский банкир и торговец оружием Олаф Ашберг, ставший одним из героев книги "Величайший грабеж в истории".

Шон Макмикин рассказал об Олафе Ашберге в эфире Радио Свобода:

- В случае Ашберга, как мне удалось установить, большевики имели дело с наименее корыстным посредником. Он заработал меньше, чем многие другие западные торговцы и банкиры, перепродававшие российское золото, драгоценности и другие активы. Нередко он оказывал свои услуги даже бескорыстно, поскольку симпатизировал большевикам. Однако большинство бизнесменов и банкиров посредничали исключительно из-за денег, не особенно задумываясь о возможных юридических последствиях. Швеция, в частности, сделала колоссальные деньги на большевиках. Шведы заботились только о деньгах: снабжали большевиков оружием через границу с Финляндией. Это показательный пример откровенного цинизма.

Олаф Ашберг был лишь одним из многих западных финансистов, сотрудничавших с большевиками в первые годы революции. Тем же занимался, например, крупный банкир и промышленник Макс Ласерсон, ставший, по существу, финансовым советником большевистского комиссара финансов Исидора Гуковского. Национальные сокровища России шли с молотка на аукционах Стокгольма, Берлина, Вены, Парижа, Лондона. Одним из центров продажи российского золота, драгоценностей и произведений искусства стал Ревель (нынешний Таллин), откуда большевистские эмиссары чемоданами вывозили доллары и фунты.

Книга Макмикина рассказывает о событиях 1917-1922-го годов. Но и в 30-е годы разграбление страны продолжалось. Многие сокровища российских музеев были распроданы именно в этот период. Американский бизнесмен Арманд Хаммер и сталелитейный магнат Энрю Меллон немало поживились на этом. Шон Макмикин отмечает, что из-за махинаций большевистских посредников западным правительствам было очень трудно налагать запрет на продажу в своих странах краденного имущества.

- Было трудно определить, являлось ли продаваемое золото краденным или нет, поскольку оно "отмывалось" в Стокгольме, говорит Макмикин. - Там подделывались печати и клейма. Так, царские гербы и клейма заменялись на клейма и эмблемы шведского королевского дома. Однако всё это было бы невозможно, если бы западные страны не проводили политику невмешательства. Думаю, что ключевой фигурой этой политики был британский премьер Ллойд Джордж, который препятствовал единой политике Антанты в отношении блокады большевистской России и противодействия продаже ворованных активов. Этому способствовало и англо-советское соглашение, заключенное в марте 1921 года, устранявшее последние препятствия для подобной распродажи. Оно, кстати, было одобрено британским судом. Теперь и другие правительства могли ссылаться на данное решение суда, запрещавшее конфискацию большевистского имущества под предлогом, что оно краденное. Этим британское правительство де-факто признало большевистский режим законным.

Причину столь беззастенчивого и циничного грабежа частной и государственной собственности, предпринятого большевиками сразу после революции, Шон Макмикин усматривает в специфике большевистской морали и полнейшем отсутствии правового сознания:

- У них было совсем другое понимание права и морали, извращенная идеологическая трактовка идеи собственности. Большевики, как и Прудон, считали, что собственность – это кража. Ленин утверждал, что его правительство лишь грабит награбленное, поскольку богатства, накопленные аристократией, промышленниками, купцами, бюрократией, были украдены у пролетариата и теперь возвращались ему. Не думаю, что все большевики верили этой риторике. Но её было достаточно, чтобы оправдывать свои действия.
XS
SM
MD
LG