Ссылки для упрощенного доступа

Американские инвесторы разочарованы действиям администрации Барака Обамы


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.

Михаил Саленков: На все меры, принимаемые администрацией президента Обамы, рынок ценных бумаг реагирует падением. Американские средства массовой информации напоминают, с каким подъёмом были встречены заявления боровшегося за пост президента Барака Обамы о грядущих переменах. Избиратели надеялись прежде всего на перемены в экономическом положении. Но за пять недель правления новой администрации положение лучше не стало. В настроениях инвесторов заметно разочарование, еще больший рост недоверия банкам и всему финансовому сектору. Нынешняя рецессия продолжается в Америке уже 15 месяцев и скоро может превысить среднюю продолжительность. Обычно за такой срок экономика начинает выправляться, если этому не мешают политические установки правительства.
На вопросы нашего нью-йоркского корреспондента Яна Рунова о сложившейся сейчас ситуации отвечает американский экономист, научный сотрудник Гуверовского института, профессор Михаил Бернштам.

Ян Рунов: Профессор, о чем обычно говорит сильное падение цен на фондовой бирже?

Михаил Бернштам: Обычно, не в условиях катастрофической паники, фондовая биржа предсказывает, как будет себя вести экономика, через 6-12 месяцев. Потому что люди имеют разные варианты вложения денег, инвесторы, и если они покупают акции, значит, они ожидают, что эти акции поднимутся, потому что экономика будет расти, и, таким образом, они получат отдачу на свои вложения. Иначе они продают акции и покупают облигации, покупают какие-то иностранные активы или просто кладут деньги в долгосрочные депозиты в банках. Поэтому резкое падение фондовых бирж, совершенно беспрецедентное, на 25 процентов в течение последних двух месяцев, в условиях, в общем-то, того, что никаких крупных шоков в экономике не произошло, это показывает, что инвесторы ожидают, что экономика будет продолжать падать, будет глубокая рецессия, и лучше вложить деньги во что-нибудь более безопасное.

Ян Рунов: Судя по реакции инвесторов, энтузиазм, возникший в ноябре с победой на выборах демократа Обамы, несколько поугас. Результатом каких действий или не действий это вызвано?

Михаил Бернштам: Дело в том, что, в принципе, инвесторы с самого начала очень скептически отнеслись ко всем мероприятиям Министерства финансов еще во времена последних месяцев администрации президента Буша. Все попытки точечно или методом проб и ошибок спасти те или иные финансовые учреждения, залатывать дыры без систематической программы, в общем-то, отрицательно повлияли на фондовые рынки, потому что они предвидели, что такого рода мероприятия работать не будут. Потом появился "бюджетный стимулятор" президента Буша - и рынки опять упали, потому что предполагалось, что он ничего не даст для экономики, только потратит ресурсы. После этого более активно взялся за дело президент Обама и его администрация, они предложили еще более крупные, еще более долгосрочные бюджетные стимуляторы, когда будут потрачены сотни миллиардов долларов через два или через три года. Бюджет администрации Обамы вообще идет на долгосрочные изменения в социальных программах и на социальные реформы, а не на решение конкретных, сегодняшних, краткосрочных вопросов выхода из рецессии. Более того, он увеличивает налоги на бизнес, прежде всего налоги на отдачу от инвестиций, на долгосрочные капиталовложения, а это отрицательно сказывается на экономике. И все те государственные расходы, которые намечены в бюджете, идут на социальные реформы, а не на решение конкретных задач по созданию рабочих мест. В этом бюджете нет конкретно никаких рабочих мест, которые будут созданы через два месяца, через три месяца, через полгода, а это то, чего ожидали рынки.

Ян Рунов: Консервативные круги обвиняют Обаму и его команду чуть ли не в отходе от некоторых принципов свободного рынка. Справедливы ли такие обвинения?

Михаил Бернштам: На самом деле стоят практические вопросы: что регулировать и как регулировать? Большинство экономистов сейчас, тех, кто придерживается свободных рынков, считают, что была недостаточная регуляция финансовых рынков. Совсем другой вопрос, который поднимает администрация президента Обамы, - это вмешательство в производство, не в финансовые учреждения, а в производство. Сейчас, конечно, работодатели очень боятся, что увеличение всевозможных медицинских расходов сделает американскую экономику неконкурентной, а это заложено в бюджете Обамы. Далее, всевозможные увеличения контроля над деятельностью предприятий, которые работают в реальной экономике, это тоже, в общем-то, приводит к бюрократизации и снижает стимулы для инноваций, для роста технологического прогресса. В этом отношении критерий очень простой: если речь идет об увеличении финансовых регуляций, это не отступление от свободного рынка, это решение практически задач. Если речь идет об увеличении контроля предприятий, которые производят нормальные продукты, здесь уже идет отступление от свободного рынка.

Ян Рунов: Это был Михаил Бернштам, американский экономист из Гуверовского института.
XS
SM
MD
LG