Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

"Карнавал" для "Маски"


В борьбу за балетную "Маску" вступил "Карнавал"

В борьбу за балетную "Маску" вступил "Карнавал"

Балетом на музыку Шумана в Москве открылся фестиваль "Золотая Маска". Открылся во второй раз – из запланированных пяти.

Пять открытий "Золотой Маски" – не преувеличение и не оговорка. Дело в том, что прежде фестиваль начинался в Международный день театра - 27 марта. Но в последние годы Мариинский театр привозит свои спектакли раньше: у знаменитой труппы очень плотный график. Так что в начале февраля мариинцы показали оперу "Братья Карамазовы" (первый старт "Маски"), а сейчас, в начале марта - балет "Карнавал"; оба спектакля - в конкурсной программе.

К тому же фестиваль, начинавшийся компактно, постепенно превратился в настоящий марафон, в него входят все новые внеконкурсные спектакли. 10 марта начинается "Маска плюс": в Москву едут театры СНГ и Балтии. 14 марта - еще один проект "Легендарные спектакли и имена ХХ века". И только на пятый раз – по традиции в День театра, 27 марта – "Маска", если можно так выразиться, начнется окончательно.

Остановимся на том, что уже прошло. "Стеклянное сердце" той же Мариинки – новый балет: музыка Цемлинского, постановка Кирилла Симонова. В его изложении история борьбы двух мужчин за женщину приобрела отчетливо фрейдистское звучание - и это, пожалуй, все, что она приобрела. Хореографический язык беден, декорации ложно многозначительны, костюмы безвкусны, смысл происходящего неясен. Выделить можно только Альму в исполнении главной балерины-вамп современной сцены - Екатерины Кондауровой.

За "Стеклянным сердцем" последовал вечер из трех одноактных балетов. Два из них - "Блудный сын" на музыку Прокофьева (постановка Джорджа Баланчина для "Русских сезонов" Дягилева 1929-го года) и "Симфония до мажор" Стравинского (Баланчин конца 40-х) - работы не новые, некогда уже представленные в Москве; в прошлый раз спектакли были в лучшей форме. Третий - "Карнавал" - формально сделан Сергеем Вихаревым, за что балетмейстер и номинирован на премию "Золотая Маска". На самом деле, "Карнавал" был поставлен в 1910 году Михаилом Фокиным. Тогда танцевали Карсавина и Нижинский. Теперь - Владимир Шкляров и Евгения Образцова. Музыка Шумана была оркестрована несколькими композиторами к 100-летию Антона Рубинштейна и вошла в современный спектакль с одной купюрой. Костюмы готовили по эскизам из театрального музея. Но Сергей Вихарев, как следует из его ответов Радио Свобода, считает балет самостоятельной постановкой:

- Мы играем словами, когда говорим "реконструкция" или "реставрация". В принципе, это постановка с использованием тех материалов, которые нам доступны. Мне помогло то, что в 1981 году Константин Сергеев сделал на меня "Карнавал", использовал в своей редакции хореографию Фокина. Но я использовал именно архивные записи самого Фокина.

- "Карнавал" кажется изящной, милой безделушкой. Но для актеров это, видимо, что-то еще.

- На мелкую вещь нужно больше работы - с мелкой техникой, с полувзглядом, с полужестом; труднейшая вещь. Весь "Карнавал" состоит из этих полужестов-полувзглядов. Настоящий Серебряный век. Думаю, что сегодняшний спектакль был в стиле, и это самое главное.

- Знаете ли вы, в каких условиях "Карнавал" был впервые представлен публике?

- Да, это было в театре Павловой, но не Анны: была такая дама, арендатор театров. Журнал "Сатирикон" проводил ежегодный вечер, пригласили Фокина на эту постановку.

-То есть это был камерный зал?

- Да. А роль Пьеро исполнял великий Всеволод Мейерхольд. Первый раз он выступил в балете и жаловался, как трудно делать жесты на музыку.

* * *
Проблема "Карнавала" - к сожалению, именно в отсутствии камерности. Изящный пустячок, рассчитанный на малое пространство и маленькую аудиторию, в очередной раз перенесен на огромную сцену. Так что никакие "полужесты-полувзгляды" из зрительного зала не заметны. Разглядит ли их жюри "Золотой Маски"?
XS
SM
MD
LG