Ссылки для упрощенного доступа

Система Ходорковского


Виталий Портников
Виталий Портников
Зачем привезли в Москву Михаила Ходорковского? Чтобы осудить еще на два десятилетия или все же продемонстрировать несостоятельность новых обвинений? Этим вопросом задаются главным образом западные СМИ. Для многих из них вопрос Ходорковского – своеобразный тест на изменения в российской власти после избрания президентом Дмитрия Медведева.

Собственно, о Ходорковском в связи со сменой хозяина кабинета в Кремле заговорили задолго до этого процесса. О том, что Медведев может относиться к делу Ходорковского иначе, чем Путин. Что у него другой жизненный и профессиональный опыт. Что он высказывался против вмешательства государства в историю с ЮКОСом еще тогда, когда был заместителем главы президентской администрации. И именно поэтому, став президентом, должен повести себя иначе, чем Владимир Путин.

Но те, кто высказывают подобные предположения, не учитывают, что в России система всегда была важнее человека, даже если этот человек – президент. Я не хочу обсуждать сейчас вопрос того, хочется ли Дмитрию Медведеву освобождения Михаила Ходорковского. И, кстати, не зацикливался бы на вопросе, хотелось ли Владимиру Путину его ареста. Важно другое – арест Ходорковского и разгром ЮКОСа были важными элементами той системы взаимоотношений во власти и бизнесе, которая сложилась в путинские годы. Более того, эта система во многом и сложилась в своем нынешнем виде на фоне дела Ходорковского. Именно поэтому ее можно назвать не только системой Путина, но и системой Ходорковского.

Дмитрий Медведев – часть этой системы. Те его бывшие коллеги по власти, кто считали более предпочтительной иную конфигурацию – а к ним относились, напомню, и бывший глава администрации президента Александр Волошин, и бывший премьер Михаил Касьянов – вынуждены были из системы управления уйти независимо от своих отношений с Владимиром Путиным либо с кем-нибудь еще. Оставшиеся согласились на новые правила игры. По ним живут, по ним управляют. Другое дело, что новые правила и сама система управления уже продемонстрировали свою неэффективность. Ясно, что с охватившим Россию экономическим кризисом эта система управления не справится, что изменения неизбежны. Но все это – в будущем, хоть и не очень далеком.

А пока что система стремится к одному – к самосохранению, к доказательству самой себе, что она все сможет преодолеть. Выпустить Ходорковского сегодня – это сознательно нарушить существующий во власти и бизнесе баланс сил, приступить к демонтажу системы – именно тогда, когда ничего вроде бы еще не происходит. И сегодня на это не решится ни один суд. И ни один президент. Потому что освобождение Михаила Ходорковского – это и есть элемент демонтажа существующей системы взаимоотношений во власти – и взаимоотношений власти и общества.
XS
SM
MD
LG