Ссылки для упрощенного доступа

Конституционный суд отказал противникам ЕГЭ "по формальным причинам"


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.

Евгения Назарец: Конституционный суд Российской Федерации не стал рассматривать жалобы группы родителей выпускников школ и одной выпускницы, которые пытались доказать незаконность Единого госэкзамена. Отказ мотивирован формальными причинами, а конкретные случаи нарушения правил приема ЕГЭ экзаменаторами на местах находятся вне компетенции Конституционного суда. Несмотря на то, что число противников ЕГЭ множится, российские власти не принимают во внимание весьма определенное направление общественного мнения. Могут ли все-таки несогласные с системой Единого госэкзамена родители доказать незаконность такой формы проверки знаний их детей? Это попробовала выяснить Тамара Ляленкова.

Тамара Ляленкова: Чем ближе выпускные экзамены в школах, тем больше голосов раздается против Единого государственного экзамена. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что в отсутствие федерального стандарта среднего полного общего образования говорить о ЕГЭ невозможно. Вице-президент РАН Анатолий Григорьев обращает внимание на то, что введение ЕГЭ исключает индивидуальный подход к ученику.
И вот родители учеников, которые сдавали ЕГЭ в 2008 году и остались недовольны результатами, попробовали обратиться в Конституционный суд. Рассказывает главный консультант пресс-службы Конституционного суда Мария Маврина…

Мария Маврина: В Конституционный суд обратились семеро заявителей, которые попытались оспорить конституционность федеральных законов от 9 февраля 2007 года №17 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и второй закон - от 22 августа 1996 года №125 "О высшем послевузовском профессиональном образовании". Конституционный суд отказал в рассмотрении этих жалоб. Причина отказа - это невыполнение заявителями установленных законом требований к оформлению обращения в Конституционный суд. Не были приложены какие-либо копии документов, которые подтверждали бы возраст ребенка, то есть это должна быть какая-то копия свидетельства о рождении, как минимум.
В настоящий момент готово только одно отказное определение. В это определение объединили жалобы родителей выпускников (граждане Абрамова, Макеенко, Шестак, Новикова, Хлебович и Отарова). Второе отказное определение, где заявителем выступал ребенок, еще только готовится, но оно также будет отказное по тем же причинам.

Тамара Ляленкова: Обращение в Конституционный суд - единственная реальная возможность противодействовать внедрению ЕГЭ. Инициатором подобного судебного разбирательства собирается выступить также партия «Справедливая Россия». Заместитель председателя по труду и социальной политики Олег Шеин считает, что это единственный путь привлечь к проблеме внимание властей.

Олег Шеин: Думаю, что не факт, что этим удастся доказать всю правоту в Конституционном суде. Дело в том, что у нас Конституция и законы написаны таким образом, что очень трудно людям бывает доказать свою правоту. Но тот факт, что люди подают соответствующее заявление, очень красноречив, они правильно подают. Единый госэкзамен рискует угробить всем образование в Российской Федерации, и не потому что, например, вообще вредно тестировать знания, вредно абсолютизировать конкретный инструмент, когда, в частности, по гуманитарным наукам, типа литературы, истории, общественных наук, предлагается выбирать один ответ из четырех. Я как человек, который сам заканчивал педагогический институт и имел честь работать в общеобразовательных учреждениях, хочу сказать, что нельзя ни в коем случае проводить систему тестирования по знаниям, касающимся гуманитарных наук. Больше того, в этом году государство, как картежник, изменило правила и за несколько месяцев до сдачи госэкзамена заявило, что дети, оказываются, лишаются права на самостоятельный выбор предмета, и предмет будет определять им Министерство образования, соответствующее учебное заведение. Это означает, что дети просто могут не успеть подготовиться к соответствующим экзаменам, к соответствующим тестам со всеми вытекающими последствиями. И последнее, думаю, что надо смотреть знания в первую очередь по профильному предмету, и высшие учебные заведения должны ориентироваться не только на госэкзамены, но и на результаты олимпиад, на оценки, которые были получены на протяжении многих лет учебы, чтобы высшие учебные заведения, в том числе те предприятия, которые в этих учебных заведениях заказывают себе будущих работников, могли не быть заложниками абстрактных концепций, абстрактных построений чиновников из Министерства образования Российской Федерации.

Тамара Ляленкова: С оценкой Олега Шеина согласен профессор, директор центра довузовой подготовки Российского государственного торгово-экономического университета Николай Машкин.

Николай Машкин: Моя точка зрения - это идет на подрыв нашего образования. Абитуриентов чаще готовят к поступлению, натаскивают на какие-то тесты. Упускают они именно системный подход в обучении слушателей. И сейчас у меня в центре обучается более тысячи человек, но нам деваться некуда, сейчас готовим только к ЕГЭ, это натаскивание на отдельные тесты, это не образование получается, а так. Как избежать этого? Только через Конституционный суд можно, это раз. А второе, здесь должно быть волевое или, как модно сейчас говорить, политическое решение вообще прекратить эту форму. Где-то какие-то дисциплины можно на ЕГЭ выставлять, но большинство просто нереально оценить именно ЕГЭ. Все об этом говорят, а чиновники только рапортуют, что мы на ЕГЭ - Санкт-Петербург первый прошел, потом по регионам пошло-пошло. А основная-то масса, процентов 90, они против этого ЕГЭ. Сейчас будет прием в вузы государственные, у министерства нет четкого понятия и представления, как проводить, допустим, для тех, которые получили второе высшее образование, для тех, которые на заочную форму... которые закончили школу еще пять лет назад. Сейчас ждем только нормативные акты, а уже идет прием полным ходом, уже вопросы задаются, постоянно отсюда жалобы, мне приходится постоянно отвечать родителям, а это затруднительно.

Тамара Ляленкова: Надо заметить, что летом 2008 года было подано около 20 тысяч апелляций по результатам ЕГЭ. Сегодня родители обращаются уже в Конституционный суд.
Получается, что введение единого государственного экзамена спровоцировало появление такого количества новых проблем, что впору менять систему российского образования или Конституцию. Однако премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин этих опасений не разделяет. Недавно на встрече с преподавателями и студентами МФТИ он заявил, что ничего не имеет против ЕГЭ.
XS
SM
MD
LG