Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В Польше фильм "Сопротивление: братья Бельские" вызвал шквал критики


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Лемешевский.

Михаил Саленков: В Польше фильм "Сопротивление: братья Бельские", в котором главную роль играет известный актер Даниел Крейг, вызвал шквал критики со стороны историков, представителей движений правого толка, но также и кинокритиков. С подробностями наш корреспондент в Варшаве Александр Лемешевский.

Александр Лемешевский: В фильме, основанном на книге Нехамы Цвика, Даниел Крейг играет одного из братьев Бельских, который с территории оккупированной гитлеровцами Польши перешел в белорусские леса и создал там партизанский отряд.
Ленту в Польше раскритиковали в пух и прах. Прежде всего эта критика касалась неправдивой, по мнению ее авторов, интерпретации исторических событий того времени.
Процитирую фрагмент статьи в одном из журналов: "Главный герой фильма Тувья Бельский, на самом деле, не был таким добрым и благородным, а его братья также не обременяли себя борьбой с оккупантами. Они пошли в лес, чтобы выжить. Партизанская жизнь позволила им не только спасать людей, но и собрать немалое богатство. Сцены героической борьбы могли выглядеть совсем по-другому. Сцены голода могли касаться совсем других героев".
В свою очередь кинокритик из авторитетной ежедневной газеты "Rzeczpospolitа" Кшиштоф Ясевич, посмотрев картину заявил, что опасается "дождя наград для нее"», поскольку в таком случае "все, о чем в своем фильме "Катынь" рассказал Анджей Вайда станет всего лишь игрой воображения и нашей национальной иллюзией". Опасения Кшиштофа Ясевича не оправдались. На минувшей церемонии вручения наград американской кионоакадемии "Оскар" фильм практически обошли стороной. В чем же основные недостатки фильма, по мнению историка Яна Козловского.

Ян Козловский: Признаюсь, что именно как фильм, мне "Освобождение" понравилось. Это нечто такое на подобие "Перл Харбур" и других коммерческих фильмов. Однако, принимая во внимание, что это фильм коммерческий, рассчитанный на массового зрителя, не знающего деталей истории, следует все же задать себе вопрос - не появиться ли определенное искушение у зрителя, что это мог бы быть отличный материал для того, чтобы познакомиться с историей Центральной и Восточной Европы? При всем уважении к режиссеру и идее фильма, думаю, что он может быть вредным в том смысле, что приведет к массовому незнанию или утверждению в неправильных знаниях о Второй мировой войне.

Александр Лемешевский: По мнению Яна Козловского, в ленте совсем не упоминается факт присутствия на территориях, о которых идет речь в фильме, мощного польского партизанского движения - Армии Краевой.

Ян Козловский: Если бы польский акцент был введен в фильм в такой форме, как это фильм сделан, то хорошо, что его там нет. Ведь могло бы получиться не только кино, которое имеет очень малого общего с историей, но еще и кино антипольское. К счастью, от этого режиссер отказался. Речь идет только о данных героях. Мы не видим других людей, которые оказались в очень трудной и запутанной ситуации войны. С польской перспективы, например, главный герой, который является гражданином Второй Речипосполитой, просто действует в пользу чужой страны. Тем не менее, подчеркну, что это фильм о евреях, которые хотели выжить. В отличие от ряда других голливудских лент, в нем абсолютно нет никаких антипольских выпадов.

Александр Лемешевский: В настоящее время Институт национальной памяти Польши, государственная организация, которая занимается расследованием преступлений против польского народа, ведет следствие по делу об убийстве в деревне Налибоки отрядом Бельского, совместно с советскими партизанами, 129 поляков. Следователи выясняют, каково было участие в этом так называемых "еврейских отрядов".
Между тем кинокритик Гжегож Новак считает, что к фильму "Сопротивление: братья Бельские" нужно относиться, прежде всего, как к художественному фильму, а не документальному, чего добиваются нередко историки.

Гжегож Новак: Я думаю, что, вообще, говоря о любом художественном фильме нужно помнить, что это прежде всего зрелище, а не диссертация по истории. Не стоит ожидать, что в таких фильмах мы увидим 100 процентов правды. Основная задача подобных лент, кроме, собственно зрелища, это еще и заинтересовать людей какой-то проблемой. Ну, вот посмотрите, сколько о нем пишут, дискутируют. Не только о фильме, а и о том времени, героях. Это ведь тоже результат в какой-то степени того, что такой фильм появился.

Александр Лемешевский: По мнению Гжегожа Новака, примером того, как снять исторический фильм, который одновременно будет и популярным во всем мире и правдивым, может быть картина Романа Полянского "Пианист".

Гжегож Новак: Голливуд на всем ставит такой свой отпечаток, свою манеру. Это имело место даже в случае "Списка Шиндлера" Спилберга. Мне это фильм не понравился именно по причине большого количества типично голливудских и маркетинговых штучек. Это раздражает в контексте всей важности той истории. Давайте учиться снимать такие фильмы у Полянского, а не у Голливуда.
XS
SM
MD
LG