Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. Премию Лоуренса Оливье завоевал спектакль о войне в Ираке


Демонстрация протеста в Лондоне против войны в Ираке
Демонстрация протеста в Лондоне против войны в Ираке

Андрей Шарый: А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы – "Сегодняшний факт".
Самую престижную театральную премию Великобритании – премию Лоуренса Оливье – в нескольких номинациях завоевал спектакль Национального театра Шотландии "Черный дозор" по пьесе Грегори Берка. Эта пьеса написана на основе интервью, взятых драматургом у служащих специального батальона британской армии "Черный дозор" (Black Watch), которые проходили службу в Ираке в 2004 году. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.

Наталья Голицына: «Черный дозор» - это реально существующий шотландский полк британской армии. Основанный в 1739 году, он участвовал практически во всех крупнейших сражениях и войнах британской армии – от битвы при Ватерлоо и на Сомме до Косово и Ирака. Почему "Черный"? Это цвет его тартана – шотландской клетчатой ткани, из которой шьются килты (юбки шотландских горцев), ставшие частью униформы полка.
"Черный дозор" - пьеса о войне в Ираке, точнее о том ее периоде, когда одноимённый шотландский полк по просьбу американцев передислоцировался в 2004 году в необычайно опасную, подвергавшуюся непрерывным нападениям террористов военную базу Dogwood. Пьесу трудно назвать традиционной. Ее автор Грегори Бёрк отправился в один из пабов шотландского графства Файф, где расквартирован "Черный дозор", и записал там воспоминания его солдат о пребывании в Ираке и о том, что они думают об этой войне. Эти солдатские монологи и стали основой текста пьесы.
В программке к спектаклю зрителей предупреждают, что в пьесе содержится ненормативная лексика, что на сцене происходят взрывы и болезненные световые эффекты. На зрителя обрушивается мощный мультимедийный шокирующий и натуралистический поток солдатских откровений о мужестве и коварстве, плохо спланированных операциях, предательстве и наивности политиков, ненависти и окопной дружбе. Через несколько минут зрители забывают, что перед ними актеры, принимая их за настоящих солдат, - настолько силен эффект достоверности происходящего на сцене.

Андрей Шарый: Говорила корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына. В эфире Радио Свобода – режиссер спектакля "Черный дозор" Джон Тиффани.

Джон Тиффани: Полк "Черный дозор" участвовал в Ираке в очень жестоких и кровавых военных операциях. И нам показалось, что рассказ об этом мог бы стать прекрасной основой для пьесы. Мы опросили около двадцати солдат этого полка. Трудно однозначно судить об идейной и политической подоплеке происходящего на сцене – ведь некоторые, правда, немногие, из побывавших на этой войне, не считают, что вторжение в Ирак было ошибкой. Эта пьеса – реквием по тем ребятам, кто воевал в Ираке и отдал свои жизни на этой войне.
Однако я бы не назвал эту пьесу антивоенной, потому что нам хотелось намного глубже высветить эту проблему. Солдатам, с которыми мы говорили, было лишь немного за двадцать. Все они думали, что у них состоится настоящая профессиональная военная карьера. Впоследствии многие из них оставили армию из-за своего опыта в Ираке. Для них эта война стала странным и суровым испытанием. Они воевали, не видя противника, их не готовили к борьбе с террористами-смертниками, с которыми им пришлось сталкиваться. Возвращение домой не стало для них триумфом. Наоборот, они ощутили неприязнь к тому, что делали в Ираке, поскольку эту войну нельзя назвать популярной в Британии. Тот факт, что они рисковали своими жизнями, не стал поводом для каких-либо торжеств или празднований. Для них всё это было мрачным и трагичным опытом.
Что же касается политики, то, как правило, солдаты воздерживались говорить на эту тему, ссылаясь на то, что не их работа. Я ставил эту пьесу с сознанием того, что нам лгали об этой войне, что эта война началась с ложных предпосылок и что велась она в высшей степени неудачно.

Андрей Шарый: Гостями рубрики "Сегодняшний факт" были режиссер Национального театра Шотландии Джон Тиффани и моя лондонская коллега Наталья Голицына. Самую престижную театральную премию Великобритании – премию Лоуренса Оливье – сразу в четырех номинациях завоевал спектакль "Черный дозор" о войне в Ираке.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG