Ссылки для упрощенного доступа

Беречь кадры, не разбазаривать Суркова


Юрий Васильев
Юрий Васильев
Отставка Суркова, возвращение Чубайса: российские либералы обнародовали свои антикризисные предложения

Сразу две кадровые инициативы поступили в эти дни от отечественных либералов. Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер опубликовал в "Ведомостях" статью "Переход на личности: Идеология vs. политика"; личность – Владислав Сурков, пафос статьи – близкий к "долой!". А сопредседатель "Правого дела" и лидер "Деловой России" Борис Титов сегодня призвал к возвращению Анатолия Чубайса в верхние эшелоны власти - в качестве главного по кризису. Точнее, по его преодолению.

Сначала – о том, что предложил Титов:

"Для преодоления кризиса необходимы системные управленческие решения. Для этого в правительстве должна появиться команда проектных менеджеров, должен быть сформирован полноценный антикризисный штаб, в состав которого вошли бы специалисты, имеющие опыт проектного управления и характер, который позволит решать проблемы любого масштаба…Такие люди есть, прежде всего – в бизнесе, среди руководителей компаний, которые выжили в условиях жёсткой конкуренции и стали лидерами в своих секторах экономики. Почему бы не воспользоваться опытом Анатолия Чубайса?"

Представим, что пожелание Бориса Титова сбылось. К тому же для того, чтобы вернуть Чубайса во власть, далеко ходить не придется: он, как известно, возглавляет государственную корпорацию "Роснанотех". Перевести указанного госслужащего с одного поста на другой – легко, если на то будут воля и желание власть предержащих. И Чубайса, естественно. Создать в составе правительства антикризисный штаб либо переделать под него какую-либо из дублирующих исполнительных структур? Это будет чуть сложнее – из-за административной неразберихи, сопровождающей каждое реформирование кабинета министров, плюс тот же кризис; но тоже вполне по силам.

Сложнее представить себе, что даже такой менеджер, как Чубайс со своим штабом, сможет "перевести" реальный бюджет-2009 с запланированного в прошлом году курса "91 доллар за баррель" на нынешние 40 долларов с небольшим. И раскидать по отраслям – чтобы в равной степени угодить всем и в итоге со всеми же не расплеваться; от оборонки до социалки. Зато для многочисленных желающих в очередной раз воскресить старую максиму "Во всем виноват Чубайс" создание новой, чрезвычайной структуры по распределению бюджета (назовем вещи своими именами – а то: "штаб", "штаб") с Анатолием Борисовичем во главе – в самый раз. Если Борис Титов добивается именно этого политического результата для партии в целом и Анатолия Чубайса лично, то "Правое дело" на верном пути.

О роли личности и статья Евгения Гонтмахера в "Ведомостях". Перейдя на личность Владислава Суркова, Гонтмахер утверждает: Сурков – это "Михаил Суслов наших дней". Убери Суркова – и крах правящего режима столь же неизбежен, как обрушение коммунистической идеологии после смерти Суслова. "Сформированная в новой России политическая система при всех ее изъянах не предполагает такой государственной функции, как главный идеолог страны", пишет Евгений Гонтмахер. "Нет у нас государственной должности с такими полномочиями. Происходит лишь продолжение советской практики безнаказанного манипулирования общественным сознанием и строительства политической системы на коленке".

Что ж, "главного идеолога страны" как должности и вправду нет. А вот идеолог правящей партии – либо некоей группы, находящейся у власти (не называть же "Единую Россию" партией в каноническом смысле слова) - не только возможен, но и необходим. Даже при самом демократическом режиме. Иначе это не партия и не группа; тем паче – не правящая. Весь вопрос, в какой степени правящей идеологии позволено вытеснять собой все остальные. Административный ресурс, вертикаль, контроль над СМИ и т.д. - все тот же набор, никак не сводимый к роли отдельной личности в идеологической истории.

Если главного идеолога Кремля будут звать не Владислав Юрьевич, а, допустим, Валерия Ильинична, – от одного этого "продолжение советской практики манипулирования" не завершится. Трудно поверить, что демонтаж отдельно взятого Суркова автоматически повлечет за собой и демонтаж "одурманивающих башен нашего "обитаемого острова"", о которых Гонтмахер пишет в начале статьи. Приняв это за рабочую гипотезу, придется поверить и в то, что те, советские "башни" были снесены лишь постсусловскими идеологами, к чьим именам обращается Гонтмахер: Юрий Андропов, Вадим Медведев, Александр Н. Яковлев. Только ими, и никем иным.

Индивидуальная кадровая кара, призываемая на голову Суркова – дело, возможно, хорошее. Но по сути - контрпродуктивное. Особенно с учетом того, что масштабных, действенных изменений – сравнимых с постсоветской либерализацией плановой экономики (в приложении к нынешнему кризису) или отменой 6-й статьи Конституции СССР (в сфере идеологии) – сегодня не предлагают ни сторонники Анатолия Чубайса, ни начальники Владислава Суркова. Не складывается с идеями, одна идеология. Но практика – в том числе позднесоветская, к которой апеллирует Евгений Гонтмахер, - показывает: при первом же проблеске идей фигуры их исполнителей (даже самых высокопоставленных) сразу же начинают оцениваться лишь с позиции пользы дела. Эффективности, как сегодня принято говорить.

И может оказаться так, что грамотный демонтаж той же технологии "манипулирования сознанием" лучше всего пойдет при участии ее архитектора – Владислава Суркова. Как и Чубайс, он – если пользоваться терминологией Бориса Титова, – "специалист, имеющий опыт проектного управления и характер, который позволит решать проблемы любого масштаба". Иными словами – квалифицированный топ-менеджер, способный работать при любой системе и под любым командованием. В конце концов, сравнительно недавно главного начальника В.Ю. Суркова звали совсем не Д.А. Медведев. Скорее, наоборот: М.Б. Ходорковский.
XS
SM
MD
LG