Ссылки для упрощенного доступа

Дело ЮКОСа: адвокаты намеренно затягивают предварительные слушания?


Программу ведет Михаил Саленков. Принимают участие обозреватель Радио Свобода Марк Крутов и корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.

Марк Крутов: Сейчас о новом деле против Ходорковского и Лебедева. Сегодня, в пятницу 13-го, уже заканчивается вторая неделя предварительных слушаний. Это, наверное, рекорд в российской юриспруденции, возможно, правда, юристы меня поправят. Но даже когда эти слушания продолжались четыре дня, уже говорили о том, что они затягиваются. Что уж говорить сейчас, когда заканчивается вторая неделя? Адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в ответ на даже звучащие в их адрес обвинения о затягивании процесса говорят, что тут речь идет скорее о неком юридическом перфекционизме, то есть они хотят подготовить все свои ходатайства, которые они заявляют и продолжают заявлять, и будут заявлять сегодня, в полном соответствии с законом, таким образом, покрыв все пустые места, все непонятные вопросы для них в обвинительном заключении следствия так, чтобы потом у прокуратуры, как говорят сами адвокаты, не было ни одного шанса оправдаться, если можно здесь это слово употребить.
Сегодня снова будут заявлены ходатайства. Речь идет о том же, о чем она шла несколько дней назад, а именно о включении в список свидетелей защиты. Напомню, что адвокаты Ходорковского и Лебедева требуют, чтобы в список свидетелей по этому процессу были включены многие высокопоставленные чиновники, например, министр финансов Алексей Кудрин, при котором принимались те нормативные акты, в нарушении которых обвиняют Ходорковского и Лебедева, и другие высокопоставленные лица, в частности, прокурор Генпрокуратуры России Валерий Лахтин, который выступает гособвинителем на новом процессе.

Михаил Саленков: Ну, а главное, конечно, адвокаты требуют вернуть дело в прокуратуру.

Марк Крутов: Вернуть дело в прокуратуру и, более того, потом перевести его, после возвращения из прокуратуры, в Симоновский суд Москвы, где рассматривается дело Василия Алексаняна. Адвокаты утверждают, что ему предъявлены практически такие же обвинения, как Ходорковскому и Лебедеву, и поэтому эти дела надо объединить. Вчера за процессом следила наш корреспондент Марьяна Торочешникова. Давайте послушаем ее репортаж.

Марьяна Торочешникова: Накануне адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева успели заявить два ходатайства. Оба они содержали требования о возвращении дела прокурору для составления нового обвинительного заключения. В первом ходатайстве говорится о том, что из существующего документа невозможно понять, в чем конкретно обвиняют бывших совладельцев ЮКОСа. В частности, непонятно, что конкретно расхищали подсудимые - нефть, нефтепродукты или средства, вырученные за продажу нефти. Непонятно и то, где и как происходили хищения. Говорит адвокат Платона Лебедева Елена Липцер...

Елена Липцер: Поддерживая заявленное ходатайство, Платон Леонидович долго объяснял, что он не может понять, где они с Ходорковским похищали эту нефть - то ли на устье скважины, сразу непосредственно, то ли на узле учета, то ли на выходе из трубы "Транснефти", то ли они делали какую-то врезку в эту трубу и оттуда черпали нефть то ли ведрами, то ли цистернами. Представьте себе, сколько времени бы это заняло, чтобы в таком количестве ее похитить! То, что написано в обвинительном заключении, ответов на этот вопрос не дает.

Марьяна Торочешникова: В следующем заявленном ходатайстве защита требовала вернуть дело прокурору для составления нового обвинительного заключения по иной причине. Адвокаты обратили внимание суда на то, что по закону при составлении обвинительного заключения следователь обязан приложить к нему перечень доказательств не только обвинения, но и защиты и списки свидетелей, которых обе стороны, а не только гособвинители, могут вызвать в суд. Но в заключении, которое предстоит исследовать Хамовническому суду, перечня доказательств и списка свидетелей защиты нет. Говорит Вадим Клювгант...

Вадим Клювгант: Видя в этом существенный дефект обвинительного заключения, о котором говорил и Верховный суд, и Конституционный суд, что это само по себе является основанием для возвращения дела прокурору, если в обвинительном заключении такая информация отсутствует, мы поставили этот вопрос.

Марьяна Торочешникова: Журналисты недоумевают: зачем адвокатам Михаила Ходорковского и Платона Лебедева понадобилось дробить несколько ходатайств о возвращении дела прокурору, если все доводы можно было изложить в одном прошении? Невольно возникает подозрение, что защита намеренно затягивает предварительные слушания. Только непонятно - для чего? Однако на мой прямой вопрос Вадим Клювгант ответил, что адвокатам важно максимально конкретизировать ходатайства с тем, чтобы не оставить гособвинителям шансов уйти от ответов на конкретные вопросы. Правда, до сих пор, судя по всему, гособвинителям Дмитрию Шохину и Валерию Лахтину это прекрасно удается.
XS
SM
MD
LG