Ссылки для упрощенного доступа

В Москве открывается международный фестиваль Organ plus


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.

Михаил Саленков: В Московском международном доме музыки сегодня открывается второй международный органный фестиваль Organ plus. В дуэте с органом Светлановского зала выступят вокалисты и инструменталисты. Подробнее о программе и участниках фестиваля – в материале Тамары Ляленковой.

Тамара Ляленкова: Нынешний, второй фестиваль органной музыки разительно отличается от первого, на котором звучали традиционные произведения для органа. На этот раз организаторы пригласили исполнителей, чей репертуар включает также современные и фольклорные композиции. Рассказывает начальник концертного отдела Московского дома музыки Евгений Черников...

Евгений Черников: Сама идея «оrgan plus» - орган и еще какие-то инструменты - на самом деле очень популярна в западных странах. В основном почему-то в Америке очень популярны составы - орган + ударные инструменты, орган и саксофон даже (правда, сопрано-саксафон, более такой классический), два органа. Два органа - это вообще сплошь и рядом. Вот четыре концерта - орган и вокал, орган и скрипка, орган и балет, орган и труба. Выдающаяся молодая трубачка, восходящая звезда Элисон Белсон, она приедет с органистом, но здесь как раз звезда будет она, это концерт закрытия. Второй ансамбль - это орган и скрипка, Gough Duo называется, это скрипач и скрипачка, супруги, фамилия Gough.

Тамара Ляленкова: Очень неожиданная вещь в программе органного фестиваля - это балет и орган.

Евгений Черников: Органист, который предложил это, шведский органист Гуннар Иденстам - очень интересная личность, очень артистичный и ведет себя на сцене не совсем так, как этого ждешь от солиста-органиста. Он что-то сам пританцовывает, что-то рассказывает, как-то общается с публикой. Мне его рекомендовали, как очень яркого исполнителя и аранжировщика традиционной скандинавской музыки, то есть народной музыки, шведской, норвежской, датской. Иденстам предложил приехать с исполнителем... это эквивалент народной скрипки, фидл называется в Англии, это шведская народная скрипка. Нас очень увлекла эта идея - исполнение народной музыки на органе, и он предложил: а вот у меня еще есть балет, народный танец.

Тамара Ляленкова: Открывают фестиваль органной музыки российские музыканты - Анастасия Сидельникова (орган),Лилия Ерохина (сопрано) и Констанин Христов (бас). Я спросила у Анастасии Сидельниковой: Анастасия, скажите, а есть какая-то разница между исполнительством в зависимости от страны, откуда приезжают музыканты?

Анастасия Сидельникова: Это идет от органостроения той страны и от культуры той страны, в которой созданы органы, скажем, немецкого барокко. Человек, приехавший и воспитанный на органах немецкого барокко, естественно, будет играть так, как ему диктуют эти инструменты, это в культуре его воспитания музыкального будет заложено. Также француз всегда найдет какие-то регистровые возможности органа, чтобы вытащить свой французский инструмент. Органы, которые есть в этой стран, накладывают, безусловно, отпечаток на исполнителя, то есть обобщенно даже. Вот здесь разница игры в зале и игры в соборе, именно что в соборе тебя разделяет (если это большой собор тем более) огромное расстояние между зрителями, и они сидят лицом к алтарю, даже когда светский концерт, аплодировать не разрешается в соборах. Соответственно, ощущение у музыканта другое.

Тамара Ляленкова: С другой стороны, я знаю, что за рубежом с органом обходятся своеобразно, даже некоторым образом эксцентрично. Как вы относитесь к такого рода игре?

Анастасия Сидельникова: Может, в последнее время европейцы себе такое позволяют, там, итальянцы, может быть. Но вот американцы и канадцы - они из всего ведь пытаются сделать шоу. Это связано с тем, что у них, опять же, у культуры не такие глубокие корни, они не привязаны к ним, они могут творить, что угодно. В Америке существует театральный орган, на котором вот это все возможно, и он создан для этого. Это как бы особый даже жанр - в легкую музыку, так скажем, обработки какие-то. Но дело в том, что у нас при всем отношении консервативном к этому сейчас тоже эта тенденция появилась, спустя 10 или 15 лет мы тоже хотим смешения жанров, синтеза, хотим куражиться, что-то делать, угождать публике.

Тамара Ляленкова: Угождать и удивлять российскую публику участники фестиваля Organ plus будут в Московском доме музыке с 13 по 20 марта.
XS
SM
MD
LG