Ссылки для упрощенного доступа

Финансовая G20: на грани разочарования


Финансисты стран "Большой двадцатки" пришли к пониманию в мелочах, но не достигли компромисса в главном
Финансисты стран "Большой двадцатки" пришли к пониманию в мелочах, но не достигли компромисса в главном

В преддверии саммита G20 министры финансов и главы центробанков 20-ти ведущих стран мира собирались в Хоршеме (Великобритания). Решения финансистов в эфире Радио Свобода прокомментировали профессор Лондонской школы экономики Ричард Джекман и эксперт лондонского исследовательского центра Chatham House Ванесса Росси.


В результате переговоров было одобрено предложение об увеличении ресурсов Международного валютного фонда и намечены общие принципы расчистки банковских балансов от проблемных активов. Однако в том, какими именно должны быть скоординированные неотложные меры для стимулирования экономического роста, единства в подходах оказалось значительно меньше.


Согласованных сторонами предложений будущему саммиту G20, который пройдет в Лондоне 2 апреля, в итоговом документе оказалось значительно больше, чем предполагали многие эксперты. По наиболее сложным вопросам, таким как объем государственной помощи национальным экономикам, позиции США и Европейского союза сблизить так и не удалось.


"Результаты встречи меня несколько разочаровали, — признался в интервью Радио Свобода профессор Лондонской школы экономики Ричард Джекман. — Ее участникам не удалось, например, прийти к единому мнению о необходимости более масштабных налоговых стимулов для роста экономики. Да, позиции некоторых крупнейших стран Европы по этим вопросам, особенно Германии и Франции, были услышаны и поняты другими участниками «двадцатки». Но это понимание не привело к каким-либо договоренностям в отличие от ряда других вопросов, в отношении которых можно говорить о том, что в дискуссиях сторон наметился прогресс".


Одной из главных тем предстоящего саммита двадцати ведущих стран мира станут "проблемные" активы крупных банков, препятствующие возобновлению нормального кредитования экономик. Однако тут США больше говорят о собственных проблемах, в частности, о той же расчистке балансов американских банков от "плохих" долгов, тогда как в Европе больше озабочены своими специфическими задачами, такими как трансграничные банковские операции в рамках ЕС, отмечает эксперт лондонского исследовательского центра Chatham House Ванесса Росси. "В этом смысле и Европе, и США предстоит заниматься, в первую очередь, своими собственными, домашними проблемами", — констатирует эксперт.


Финансовые власти США призывают другие страны наращивать объемы государственной поддержки национальных экономик для преодоления рецессии. Лидеры европейских стран, со своей стороны, говорят, что уже израсходовали на эти цели огромные суммы, что новые расходы могут подорвать государственные бюджеты и привести к росту цен, и предлагают усилить регулирование финансовых рынков.


Однако Ричард Джекман полагает, что противопоставлять друг другу эти подходы нельзя. "Меры регулирования финансовых рынков, конечно, необходимы, но они не являются альтернативой налоговым и другим мерам государственного стимулирования экономик, — напоминает профессор Лондонской школы экономики. — А без таких мер во многих странах мира трудно представить себе возрождение спроса как важнейшего условия восстановления экономического роста. Причем здесь необходимы именно совместные и скоординированные действия правительств разных стран мира. В этом контексте регулирование финансовых рынков — просто проблема из другой области".


В последние месяцы некоторые страны-участницы будущего саммита "двадцатки" неоднократно предлагали обсудить идею создания в мире новых резервных валют, которые могли бы заменить на финансовых рынках американский доллар. "Безусловно, такое решение могло помочь многим странам мира, валюты которых подвержены сильным колебаниям, особенно в эпоху глобальных финансовых рынков и потоков капитала, — признает Ричард Джекман. — Но вспомним: целое десятилетие ушло на становление евро как единой валюты всего для 15 европейских стран, причем компактно расположенных и с весьма схожими экономиками. Если говорить о появлении неких новых общих или единых валют применительно ко всей мировой экономике, то это весьма долгосрочный процесс".


Соглашаясь с тем, что замена американского доллара на финансовых рынках любой другой валютой — процесс длительный и непростой, Ванесса Росси отмечает, что одной из общих валют, способных помочь в кризисных ситуациях многим странам мира, является давно уже созданная валюта Международного валютного фонда SDR, или специальные права заимствования. "Идеи создания новых резервных валют и планы совместной борьбы с тем, что в ряде стран принято называть "банковской тайной", безусловно, могут быть плодотворными, но это отнюдь не экстренно необходимые меры, — уверена России. — И лучше, чтобы они сегодня не отвлекали".

XS
SM
MD
LG