Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня открывается девятый съезд Российского союза ректоров


Программу ведет Евгения Назарец. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Лейла Гиниатулина и в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Евгения Назарец: Сегодня открывается девятый съезд Российского союза ректоров, который продлится до 21 марта. Главная тема обсуждения - стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических условиях. Представители ведущих российских вузов, научно-исследовательских центров, студенческих организаций и федеральных органов государственной власти попытаются разобраться в актуальных вопросах реформы национального образования, определить место российской высшей школы в международном образовательном пространстве. Что стоит за этими фразами, пыталась разобраться моя коллега Лейла Гиниатулина.

Лейла Гиниатулина: Российский союз ректоров - влиятельная организация в вопросах реформирования национального образования. В этом убежден первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке Олег Смолин.

Олег Смолин: Сейчас съезд ректоров по сравнению с 1990-ми годами, конечно, значительно бледнее и слабее. И все-таки это организация достаточно влиятельная. Я надеюсь, что ее решения в какой-то мере позволят смягчить тот кризис образовательной политики, который был запрограммирован Министерством образования и науки еще до начала экономического кризиса, и я надеюсь, что все-таки это поможет в каком-то смысле смягчить последствия экономического кризиса в образовании. Но здесь все упирается в политическую волю. Если бы ректоры стали дружно, как в 1990-х годах, на защиту образования, они могли бы очень многое.

Лейла Гиниатулина: Однако у представителей негосударственных вузов иное мнение относительно влиятельности съезда. Подробности - у корреспондента Радио Свобода Татьяны Вольтской.

Татьяна Вольтская: Съезд Российского союза ректоров - это парадное мероприятие, на котором ничего не решается, - считает ректор петербургского Европейского университета Николай Вахтин.

Николай Вахтин: Конечно, это не рабочее мероприятие. Но в той программе, которая передо мной лежит, на самом деле есть один очень важный момент, который я хочу отметить: довольно большое количество секций организовано совместно представителями высшей школы и представителями Академии наук. Это новость. Такое раньше было редко. И вот когда я вижу рядом Садовничего и Осипова, например, Вербицкую и Куделина, это интересно и это на самом деле неплохо, что Академия наук и вузы все-таки имеют возможность что-то сделать вместе. Потому что в предыдущие годы все эти идеи, знаете, приватизации Академии наук, превращения ее в государственное министерство, подчинение ее Министерству образования, сокращение ее бюджета, все эти нападки на Академию наук, которые были в течение нескольких лет, кажется, закончились, и это хорошо.

Татьяна Вольтская: Чего, по мнению Николая Вахтина, нельзя сказать о процессе реформирования высшей школы.

Николай Вахтин: Когда власти субъекта федерации не имеют права создать высшее учебное заведение, когда в Петербурге практически все вузы федеральные - это неправильно. Это лишает нас свободы маневра и возможности эксперимента, это лишает нас привязки вуза к потребностям конкретного региона. Очень трудно за всем уследить из одной точки, даже если эта точка - Москва.

Татьяна Вольтская: Ударит ли кризис по российскому высшему образованию?

Николай Вахтин: Что касается кризиса, то главное, по чему он ударяет, это по востребованности людей с высшим образованием. Если молодые люди знают, что после окончания вуза они получают интересную, хорошую, может быть, даже высокооплачиваемую работу, это одна ситуация. Если они знают, что по окончании вуза они оказываются безработными, это другая ситуация. И вот это серьезная угроза.

Татьяна Вольтская: Опасна, по мнению Николая Вахтина, и тенденция сокращения количества вузов, он считает, что лучше дать неконкурентоспособным вузам отмереть самим.

Лейла Гиниатулина: Представители же студенческих организаций, принимающие самое активное участие в работе съезда, ждут от него решения конкретных проблем. Говорит председатель совета Студенческого союза МГУ Андрей Андриянов...

Андрей Андриянов: Хочется получить ясность по системам приема, поскольку многих абитуриентов сейчас это волнует. Не все документы основные нормативные приняты на данный момент. Я думаю, что в том числе министерство будет руководствоваться некоторыми решениями этого съезда по приему окончательных документов по системе поступления в вузы. И, естественно, решение будет по студенческим организациям - вопрос такой, давно муссирующийся и в общественности, о том, чтобы студенческие вузовские организации в различных формах, тут и студсоветы, и студенческие отряды... ввести закон о высшем поствузовском образовании, как бы узаконить, придать им правовую основу. Вот в этом плане мы думаем, что будут тоже какие-то решения, предложения по студенческим организациям, их роли в обществе, в вузах.

Лейла Гиниатулина: Открытие съезда Российского союза ректоров совпало с рассмотрением в правительстве нового варианта бюджета 2009 года. Министерство финансов в числе других статей предлагает сократить расходы и на высшее образование. Олег Смолин считает это серьезным вызовом для российской высшей школы в условиях финансового кризиса.

Олег Смолин: Финансовый кризис для российского образования является очень важным вызовом, и очень многие еще не поняли, насколько важным. По нашим оценкам, прежде всего этот кризис затронет внебюджетных студентов. Если четверть внебюджетных студентов потеряют возможность платить, этот составит порядка 850 тысяч человек. Что касается негосударственного сектора, ситуация может быть хуже. Сами ректоры негосударственных вузов многие прогнозируют такую ситуацию: до 30 процентов студентов не смогут платить за обучение, и это заставит ряд вузов объявлять себя банкротами, поскольку они не смогут при таких потерях продолжать нормально учебный процесс. Итого потери по негосударственному сектору могут составить из миллиона 250 тысяч человек - до 875 тысяч.
Что касается сокращения бюджета, то, конечно, бюджет образования в таких условиях сокращать нельзя и недопустимо. Надо сказать, что бюджет и без того был не идеальный. Ну, например, в этом году впервые за весь срок моей работы в парламенте, при том что тогда планировался огромный профицит бюджета, не выделено ни рубля на повышение заработной платы учителю, педагогу, педагогическому работнику в регионах. Я такой истории больше не помню. Теперь, если будет сокращен федеральный бюджет, то находится в подвешенном состоянии предложение президента Медведева о том, чтобы активнее переводить студентов с внебюджетных мест на бюджетные. Но как переводить, если параллельно сокращается бюджет вузов? Поэтому мы против сокращения бюджетов высшего образования. Если всерьез говорить, что нам нужно не просто пережить кризис, но перестроить нашу экономику, то образование - это один из ключей такой перестройки.

Лейла Гиниатулина: Олег Смолин также прокомментировал ситуацию с созданием федеральных вузов в рамках национального проекта "Образование".

Олег Смолин: Пока в бюджете запланированы средства на южно-российский федеральный университет и на сибирский федеральный университет в Красноярске, а также на дальневосточный федеральный университет. На другие федеральные университеты средств не запланировано. Хотя я знаю, что есть регионы, где образовательное сообщество поддержит такую идею, например, Екатеринбург и Свердловская область. Но вместе с тем я хотел бы сказать, что есть и другая тенденция: в целом ряде регионов губернаторы, желая создать у себя тоже федеральный университет, пытаются давить на ректоров, насильственно вгоняя всех под одну крышу для того, чтобы путем соединения кроликов создать одного слона. Понятно, что из этого ничего не получится. Сейчас на это средств нет. Кризис этому не способствует. Поэтому подобные проекты вообще лишаются всякого смысла. Когда обсуждался закон о федеральных университетах, мы настаивали на том, чтобы создание федеральных университетов было добровольным. К сожалению, это наше предложение было провалено, и поэтому мы вынуждены были не поддерживать этот закон.
XS
SM
MD
LG