Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке


Юрий Жигалкин: Встретив неожиданное сопротивление своим планам повышения государственных расходов, президент Обама прибегает к необычному инструменту: он пытается призвать себе в поддержку общественное мнение, воспользовавшись для этого интернетом.

Аллан Давыдов: В новом видеоролике, выпущенном в интернете, Барак Обама просит американцев воздействовать на законодателей в их округах, чтобы помочь ему провести через конгресс проект бюджета стоимостью в 3 триллиона 600 миллиардов долларов.

Барак Обама: Принятие этого бюджета не будет легким. Нам предстоит услышать те же избитые аргументы, что мы слышали годами... Вот почему я прошу вас в предстоящую субботу выйти из дома, постучаться к соседям, поговорить с ними и объяснить, насколько важен этот бюджет для нашего будущего. И вот почему я прошу вас: примите участие в том, что будет происходить в предстоящие дни, пишите письма, обзванивайте людей.

Аллан Давыдов: По словам Обамы, его бюджет «заложит фундамент для продолжительного подъема и процветания» благодаря капиталовложениям в здравоохранение, образование и возобновляемые источники энергии. Расходная часть бюджета предусматривает крупнейший в истории страны дефицит в 1 триллион 750 миллиардов долларов в этом году.
Четырехминутный ролик с обращением президента был распространен по электронным адресам 14 миллионов американцев из числа проголосовавших за Обаму на ноябрьских президентских выборах.
Сомнения относительно экономической программы президента и новых государственных расходов испытывают не только законодатели-республиканцы, но и очень многие американцы. Согласно опубликованным в среду результатам последнего опроса "Службы Расмуссена", 44 процента американских избирателей положительно отзываются о первом проекте бюджета президента Обамы. Отрицательного мнения о нем - 45 процентов избирателей. 43 процента респондентов считают, что данный вариант бюджета поможет экономике. 37 процентов полагают, что он принесет вред.
Действуя в духе предвыборной кампании, Обама в среду вечером обсудил вопросы, связанные с бюджетом, на неформальной встрече с жителями городка Коста Меса в Калифорнии.

Барак Обама: Бюджет - это не просто цифры на бумаге или перечень программ. Речь идет о ваших жизнях, ваших семьях и о ваших мечтах на будущее. И вы послали нас в Вашингтон не для того, чтобы мы препятствовали вашим устремлениям.

Аллан Давыдов: В четверг президент проведет подобную встречу с представителями общественности Лос-Анджелеса. Вечером того же дня Обама примет участие в телевизионном «Ночном шоу» популярного комика Джея Лено.
В следующий вторник Обама проведет в прямом вечернем телеэфире свою вторую президентскую пресс-конференцию. Полагают, что на ней президент также будет отстаивать свой проект бюджета.

Юрий Жигалкин: Работники страховой корпорации AIG начали добровольно возвращать премии. Для некоторых из них это означает отказ от миллионов долларов. Cтоль беспрецедентное в истории корпоративной Америки событие стало результатом шумного негодования в конгрессе, Белом доме и прессе демонстративной алчностью финансистов, получивших бонусы, несмотря на то, что корпорация выживает только за счет государственных дотаций. Многие из сотрудников AIG заявляют о том, что они опасаются физической расправы.

Ян Рунов: 165 миллионов долларов были выплачены в качестве премий. По 1 миллиону долларов получили 73 менеджера. 22 сотрудника получили по 2 миллиона. Семеро - по 4 миллиона. Один получил самый высокий бонус - почти 6,5 миллионов. По словам Эдварда Лидди, некоторые из получивших премиальные, готовы их вернуть. На вопрос "почему были подарены 165 миллионов?" глава корпорации ответил, что это было необходимо для продолжения нормальной работы. Корпорация распоряжается инвестициями, общая сумма которых 1,6 триллиона долларов. Для этого нужны эксперты очень высокого уровня. Удержать их можно лишь солидным поощрением. К тому же по условиям контракта компания обязана выплачивать сотрудникам бонусы.
Такие слова вызвали ещё большее возмущение у законодателей. Сенатор-демократ от штата Монтана Макс Бокус заявил, что в Америке достаточно талантливых специалистов, которые бы работали в корпорации просто за ту же зарплату.
Некоторые законодатели-республиканцы призвали блокировать теперь любые попытки Белого дома поддерживать корпорации деньгами налогоплательщиков. А члены сенатского финансового комитета предложили ввести 70-процентный налог на премии тех, кто работает в компаниях, получающих федеральную помощь.
Нападкам республиканцев особенно подвергся министр финансов Тимоти Гейтнер. Президенту Обаме пришлось встать на защиту своего министра. Он пожаловался на недостаток прав по контролю правительства над корпорациями, получающими государственную помощь.

Барак Обама: Сейчас мы работаем над предложением о предоставлении правительству контроля над корпорациями, получающими помощь правительства, дабы защитить права кредиторов, вкладчиков и потребителей. Такой контроль позволит нам иметь дополнительные варианты. Сейчас мы можем либо забрать у AIG деньги, что приведёт её к краху, который может вызвать цепную реакцию во всей финансовой системе, либо позволить корпорации выдавать бонусы, в противном случае сотрудники компании смогут судить правительство и через суд получить ещё больше, чем сами бонусы.

Ян Рунов: После такого скандала Обаме, по мнению политических обозревателей, будет труднее добиваться одобрения своих предложений по бюджету и финансово-рыночному регулированию.

Юрий Жигалкин: Попытки оживить кредитные каналы, высохшие в результате краха рынка недвижимости, начались прошлым летом. Но сотни миллиардов, уже брошенные на спасение банков и других финансовых институций, рассасывались в этой системе почти без следа, они не превращались в кредиты, что сильно тревожит и Белый дом, и центральный банк, поскольку без роста кредита невозможно остановить рецессию. У экономистов самые разные трактовки таинственных метаморфоз денежной массы, не доходящей до потребителя, немало у них советов относительно того, как справиться с этой проблемой. На этот раз Федеральный резервный банк решил, на радость Уолл-стрит, попытаться реализовать одно из самых смелых предложений, выделив на оживление кредитной системы 300 миллиардов долларов. Вот как его объясняет профессор экономики сотрудник Гуверовского института Михаил Бернштам.

Михаил Бернштам: Федеральная резервная система сейчас будет покупать облигации у правительства, облегчая правительственные вложения в экономику. Федеральная резервная система будет покупать облигации у "Фанни Мэй", облегчая ипотечные кредиты, будет способствовать потребительскому кредиту. И из всех этих мер ожидается, что кредит в целом в экономической системе увеличится примерно на 1,5-2 триллиона долларов, что и необходимо экономике для того, чтобы выйти из этой глубокой рецессии.

Юрий Жигалкин: Но не парадоксально ли, что с прошлого лета правительство и центральный банк выходят то с одной, то с другой, то с третьей кажущейся простой и эффективной мерой, и ни одна из этих мер до сих пор (это признают многие экономисты) не дает реального результата. В чем все-таки проблема?

Михаил Бернштам: Проблема в том, что все эти меры не привели к увеличению кредита. Поэтому сейчас идет расчет на то, что, вот, если Федеральная резервная система купит на 300 миллиардов долларов облигаций, то, соответственно, цены на облигации поднимутся, проценты упадут и банкам уже не выгодно будет держать эти облигации, они их будут продавать, Федеральная резервная система их будет покупать, и путем кругооборота в банковской системе кредит за счет только одной этой меры может увеличиться еще на триллион долларов.

Михаил Бернштам: Это все звучит хорошо. Но, как мы знаем, ни многочисленные меры американских властей, американского центрального банка, ни европейских центральных банков, ни меры, которые, скажем, предпринимает российское правительство, не сработали. Может быть, требуется нечто принципиально другое, не очередной план финансового вспомоществования экономики?

Михаил Бернштам: Мельницы истории мелят медленно. Опыт денежной политики показывает, что проходит примерно от шести до девяти месяцев, иногда дольше, для того, чтобы увеличение денежной массы начало давать какой-то эффект в реальной экономике. Можно сейчас говорить о том, что предыдущие меры предотвратили еще более глубокий кризис. Центральные банки все методом проб и ошибок пытаются выйти из этой очень глубокой, очень необычной рецессии, и гарантий того, что эти меры сработают, естественно, нет.

Юрий Жигалкин: Профессор Михаил Бернштам комментировал очередную идею оживления финансовой активности.
В 2007 году в Америке родилось 4 миллиона 700 тысяч детей - цифра рекордная. Некоторые демографы даже предполагают, что США, в отличие от большинства западных стран, переживают новый бум рождаемости. Он отличается интересными особенностями.

Владимир Морозов: Эксперты, прежде всего, выделяют в отчете такие моменты. Первый - население США растет. Второй - все чаще рожают матери-подростки и доля детей, которые родились у незамужних женщин, достигла рекордной отметки - 40 процентов. Вот что думает об этом первая встречная жительница Нью-Йорка.

Айлин: Меня эта статистика расстроила. 4 из 10 детей родились у незамужних матерей. Без контроля отца кем станут эти дети? У нас что, мало преступников?! Безотцовщина ведет к деградации общества.

Владимир Морозов: С таким мнением не согласен Филип Морган, профессор университета Дюка. Он напоминает, что общество меняется и в нем становится более приемлемым появление детей у незамужних женщин. Кроме того, говорит профессор, нередко детей заводят пары, живущие вместе, так сказать, без благословения светских властей или церкви.
Вообще, ученые оценивают отчет более положительно, чем неученые. Вот мнение сотрудника исследовательского института Worldwatch Роберта Энгелмэна.

Роберт Энгелмэн: Это рекорд. Максимальное число рождений в стране! Особенно инересно то, что побит рекорд 1957 года, пик бэби-бума.

Владимир Морозов: Сегодня на 10 американок в среднем приходится 21 ребенок, а это и есть так называемое «магическое соотношение», необходимое для воспроизводства населения.
XS
SM
MD
LG