Ссылки для упрощенного доступа

В Москве состоится концерт с участием пианистки Элисо Вирсаладзе


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.

Марк Крутов: Евгения Назарец: Сегодня в Большом зале Московской консерватории состоится концерт с участием выдающейся пианистки Элисо Вирсаладзе и Симфонического оркестра Московской консерватории. Программу концерта с самой Элисо Вирсаладзе обсудила наш корреспондент Тамара Ляленкова.

Тамара Ляленкова: Святослав Рихтер, неоднократно слушавший Элисо Вирсаладзе, писал про нее: "Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина…". Ее сольные программы, в которые входят произведения Моцарта, Бетховена, Шумана, Листа, Брамса, Шопена, Шуберта, Чайковского, Рахманинова, а также камерное исполнительство, выступления с крупнейшими дирижерами мира принесли ей всемирную известность. И вот очередное музыкальное событие в Москве - Элисо Вирсаладзе в сопровождении Симфонического оркестра Московской консерватории, состоящего из музыкантов-студентов, играет сочинения Гайдна, Вебера, Моцарта и Штрауса.

Элисо Вирсаладзе: Впервые играю такое сочетание Гайдн-Вебер. Гайдна – "Концерт ре мажор", "Концертштюк" Вебера в первом отделении и во втором отделении "Рондо" Моцарта и «Бурлеску" Рихарда Штрауса, которая очень редко играется. Я вообще в первый раз буду играть в Москве это непростое произведение. Написано очень неудобно. И, как мне сказал мой коллега, он для всех инструментов писал очень трудно, а для рояля у него вообще не очень много произведений. Такое произведение с оркестром, по-настоящему концертное, у него единственное. Просто он был все-таки композитором оперным, для оперы писал и для большого оркестра. И есть у него замечательные песни.

Тамара Ляленкова: Для вас это интерес технический или все-таки...

Элисо Вирсаладзе: Нет-нет, конечно, не столько технический, сколько музыкальный. Люди, которые не знают этого произведения и будут первый раз слушать, они даже не очень его поймут. Ну, "Бурлеска" в переводе "шутка". Это произведение он действительно написал как бы всерьез шутку, если можно так сказать. И очень большое значение имеет, естественно, ансамбль с оркестром, это постоянная перекличка, диалог между фортепиано и оркестром.
А единственный концерт - это концерт Гайдна, который состоит из трех частей, он придерживается формы концерта. А "Концертштюк" - это очень свободное произведение, концертное "Рондо" Моцарта - тоже свободное, и "Бурлеска" - тем более.

Тамара Ляленкова: Такие свободные произведения, они требуют на самом деле очень слаженной и строгой...

Элисо Вирсаладзе: Да, конечно, в этом смысле они сложнее, вы совершенно правы. Они сложнее, чем произведения, у которых есть такая определенная четкая классическая форма.

Тамара Ляленкова: И оркестр должен быть очень слаженным, чтобы вы могли на него опереться.

Элисо Вирсаладзе: Безусловно, но на то и замечательный руководитель Анатолий Левин. Я знаю только одно, чем менее известен оркестр, будем говорить так, тем с большим энтузиазмом они играют, а студенты тем более. Просто их трудно очень бывает собрать, это слабость всех музыкальных ВУЗов. Все хотят быть солистами, поэтому всю работу, я имею в виду количество часов, проведенных за инструментом, они проводят именно как солисты, а не как в оркестре, не как играющие оркестранты. Потому что все хотят быть солистами, а игра в оркестре совершенно другой характер носит, она вообще совсем другая. Я не первый раз играю с Левиным, поэтому у меня никаких абсолютно нет с ним трудностей.
И я, и оркестр вместе с дирижером, то есть три компонента, составляющие концерт, мы стараемся быть в том ключе, в котором должны быть исполнены эти произведения, то есть каждого композитора. Вы можете иметь дело с оркестром, который, скажем, замечательно звучит, но через пять минут он вам надоедает с этим звуком, потому что стоит дирижер, который не умеет управлять этим оркестром. Все зависит от дирижера.

XS
SM
MD
LG