Ссылки для упрощенного доступа

Юлия Латынина: "Норникелем" давно интересуются все"


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.

Дмитрий Волчек: Как сообщила сегодня газета "Ведомости", вице-премьер Игорь Сечин направил в адрес гендиректора "Норильского никеля" Владимира Стржалковского письмо с просьбой рассказать, сколько сейчас денег у компании и каковы детали нескольких крупных сделок с ее акционерами. Одновременно расходованием средств и сделками компании заинтересовалась Счетная палата и Федеральная служба по финансовым рынкам. Комментаторы напоминают, что Игорь Сечин считается главным организатором "дела ЮКОСа". Однако публицист Юлия Латынина, с которой обратилась за комментарием моя коллега Вероника Боде, убеждена, что в разговоре о "Норникеле" вспоминать историю краха ЮКОСа нет оснований.

Юлия Латынина: "Норникелем" Сечин давно интересуется. "Норникелем" давно интересуются все. "Норникель" находится в самой уязвимой позиции, поскольку в связи с первоначальной давнишней еще ссорой акционеров Прохорова и Потанина и последующей дракой между Дерипаской и Потаниным за то, кто будет владеть "Норникелем", акционеры компании оба, и Дерипаска, и Потанин, оказались в гигантских долгах. То есть все эксперты, в том числе и я, но не потому что я такая умная, а потому что это было совершенно очевидно, все эксперты предполагали, что если говорить об империи, это прежде всего Дерипаска и "Норникель".

Вероника Боде: Как вы полагаете, есть ли шанс у "Норникеля" повторить судьбу ЮКОСа?

Юлия Латынина: Вы знаете, ЮКОС тут совершенно не при чем. Во-первых, потому что ЮКОС отбирали насильственно, "Норникель" не будут отбирать насильственно по той простой причине, что он уже сдан без всякого боя. 25 процентов акций, с одной стороны, и с выше 17 процентов с другой находятся в залоге у банков – ВТБ и ВЭБа. Еще 10 процентов формально контролируются "дочками" "Норникеля", а реально господином Стржалковским, который у нас, в общем, знакомый премьера Путина. То есть не то что контрольный пакет, а больше контрольного пакета давно уже де-факто так или иначе контролируется государством.

Вероника Боде: И как вы полагаете, какие претензии могут быть у государства к этой компании?

Юлия Латынина: Кушать хочется. Эта компания является удобным объектом для враждебного поглощения со стороны любого, у кого будет рычаг для такого поглощения. Потому что у ее акционеров огромное количество долгов по сравнению со всеми, по сравнению с тем кэшем, который она генерирует. В данном случае совершенно естественно, что, когда государство де-факто владеет или управляет контрольным пакетом компании, который заложен то ВЭБу, то ВТБ, то управляется Стржалковским, это просто яблоко падает само в сетку. Другой вопрос – как будет проходить это поглощение. Потому что сейчас мы видим два разных плана, один из которых, видимо, больше всего в интересах "Металлинвеста" Алишера Усманова, - это план объединения "Норникеля" и "Металлинвеста", причем Усманов, скорее всего, будет чем-то вроде управляющего директора. Это один вариант. И другой вариант – этот вариант больше всего поддерживает, насколько я понимаю, господин Сечин, – который испуганные совладельцы "Норникеля" Дерипаска и Потанин, которые, наконец, помирились, когда увидели, что яблоко раздора у них вытаскивают, другой вариант – они сказали: "Давайте мы к этой компании присоединим еще и то, и се, и пятое, и десятое, и вот закусочную на Тверской". То есть они попытались заболтать процесс объединения, внося в него кучу активов, которые никогда не смогут договориться друг с другом.
XS
SM
MD
LG