Ссылки для упрощенного доступа

Специально для Радио Свобода: Политический советник Генерального секретаря НАТО о Пакистане, России и северном коридоре в Афганистан


Ирина Лагунина: В среду ООН отмечает Международный день солидарности со своими пропавшими без вести или захваченными в заложники сотрудниками. На данный момент их 19. И один из них вот уже 51 день находится в Пакистане – его захватили, когда он направлялся на работу. Его водителя убили. А 16 марта боевики напали на грузовой терминал НАТО в Пешаваре. Вообще, практически каждый день в Пакистане происходит какого-то рода террористическая или экстремистская активность. Тем не менее, Генеральный секретарь НАТО призвал к большей вовлеченности союза в отношения в Пакистаном. Что означает эта «большая вовлеченность»? Об этом мой коллега Рон Синовиц беседовал с политическим советником Генерального секретаря НАТО. Специально для Радио Свобода Джейми Шей.

Джейми Шей:
Мы понимаем, что не сможем разрешить ситуацию в Афганистане без активного сотрудничества со стороны Пакистана, в частности – и это очевидно – потому что талибы действуют по обе стороны границы. И мы полагаем, что в интересах Пакистана нам помочь, потому что угроза, исходящая от талибов и «Аль-Каиды», распространяется не только на Афганистан. Она захватывает и Пакистан тоже. За последние несколько месяцев мы получили несколько тому подтверждений. Именно поэтому мы хотим расширить сотрудничество. Хорошо то, что Пакистан тоже заявил о своем желании расширить сотрудничество с НАТО.

Рон Синовиц: Вы можете привести конкретные примеры этого сотрудничества – что именно хотел бы получить от НАТО Пакистан?

Джейми Шей: Например, улучшить лини связи. 80 процентов наших поставок и снабжения для войск АйСАФ в Афганистане проходит через Пакистан. Мы можем открыть в Исламабаде натовский связной офис, улучшить сотрудничество на афганско-пакистанской границе. Мы сейчас обсуждаем открытие шести пограничных центров сотрудничества. Мы также можем обмениваться разведывательной информацией. Вот конкретные примеры. Надо как можно больше приблизить Пакистан к участию в региональном сотрудничестве, внушить ему региональный подход, если мы хотим добиться успеха в Афганистане.

Рон Синовиц: Вы упомянули о том, что 80 процентов поставок войскам НАТО проходит через Пакистан. Но в последнее время на натовские конвои в Пакистане был совершен ряд нападений. Сейчас, когда Киргизстан решил отказать США в базе Манас, насколько реальной выглядит возможность открыть альтернативный северный путь?

Джейми Шей: Конечно, поскольку США решили увеличить свое военное присутствие в Афганистане – и недавно президент Обама заявил об отправке дополнительных 17 тысяч военнослужащих в эту страну – конечно, больше войск означает больше снабжения, больше тылового обеспечения. И мы должны предоставить это обеспечение вовремя. Повторяю, в настоящее время около 80 процентов этих грузов проходит через Пакистан. Естественно, мы не хотим складывать все яйца в одну корзину, мы хотим диверсифицировать пути поставки. Многие элементы северного пути уже есть. Например, Украина. Достигнуто также соглашение с Россией о железнодорожных перевозках. Сейчас мы работаем с нашими партнерами в Центральной Азии, чтобы соединить железнодорожный маршрут. Я практически уверен, учитывая всю дипломатическую активность последнего времени, что нам удастся открыть северный коридор весьма быстро.

Рон Синовиц: То есть это вопрос недель или месяцев?

Джейми Шей: Не знаю, это единственный ответ, который я могу дать. Вы заметили, что в последнее время в регионе побывали несколько американских генералов, включая генерала Петреуса. Сейчас, когда НАТО возобновила отношения с Россией в рамках Совета Россия-НАТО, мы сможем обсуждать этот вопрос и на уровне двусторонних отношений. Россия также проявила заинтересованность в совместной работе с нами, поскольку в ее интересах, чтобы Пакистан был стабильным. Талибы или радикальный терроризм настолько же угрожают России, насколько они являются угрозой для государств-членов НАТО. Так что я весьма оптимистично – не давая при этом конкретных дат и временных ограничений – оцениваю перспективы открытия северного транзитного пути.

Рон Синовиц: Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в Пакистане, особенно после серии нападений на конвои НАТО?

Джейми Шей:
Нападения смотрелись очень впечатляюще по телевизору. Складывалось даже ощущение, что поставки НАТО в Афганистан полностью прерваны. Но это не так. Ежедневно - сотни и сотни грузовиков, сотни перелетов, сотни поездов, и сотни судов причаливают в Карачи. И хотя единичный теракт, в котором врывают 30 грузовиков, выглядит, конечно, впечатляюще, не надо думать, что мы неожиданно прервали сообщение и что нашим самолетам не хватает топлива или что у солдат больше нет питьевой воды. Это не так. У нас солидные запасы. К тому же пакистанские военные и пограничные части взяли на себя роль обеспечить дополнительные меры безопасности. Кстати, должен заметить, что не все эти нападения – дело рук повстанцев или талибов. Есть еще и просто организованная преступность.

Рон Синовиц: Некоторые наблюдатели полагают, что силы безопасности Пакистана, как и военные, не в полной мере сотрудничают с НАТО и Афганистаном, чтобы уничтожить группы боевиков. Более того, есть даже предложение, чтобы американские и натовские части разместились у границы на пакистанской территории – как часть кампании по обеспечению безопасности. Как вы оцениваете эти предложения?

Джейми Шей: Пакистанские вооруженные силы в полной мере представляют себе проблему. Они увеличили присутствие в пограничных районах по маршруту доставки грузов в Афганистан. Не могу сказать, что новых нападений не будет. Но, по крайней мере, их число явно снизилось в последнее время. Мне кажется, что это снижение произошло именно из-за того, что были повышены меры безопасности с пакистанской стороны. Очевидно, что мы можем работать в их стране только в той мере, в какой сам Пакистан этого хочет. Так что для нас ключевой задачей является поддержать столь же активное сотрудничество с Пакистаном, какое мы имеем сейчас. Эти отношения строятся на том, что угроза, с которой мы сталкиваемся, общая для нас. Мы не сможем с ней справиться без Пакистана, но и Пакистан не сможет с ней справиться без нас. Так что в совместной работе есть логика. Тот факт, что американский посланник Ричард Холбрук был назначен для ведения дипломатии сразу в двух странах – и в Афганистане, и в Пакистане, - по-моему, доказывает, что мы хотели бы, чтобы оба государства работали совместно. США предложили провести еще одну конференцию по Афганистане в Гааге 31 марта. Активным участников там будет и Пакистан. Все стороны – не только НАТО, но все стороны, включая ООН, все мы будем работать над тем, чтобы сблизить Пакистан и Афганистан. И конечно, помогает тот факт, что новое гражданское правительство в Пакистане с президентом Зардари построило более близкие отношения с президентом Карзаем в Афганистане, что они встречаются, что завязались контакты на уровне министров, и что встречи происходят чаще.

Рон Синовиц: А какие-то организационные формы это расширенное сотрудничество между НАТО и Пакистаном будет иметь? Что-то вроде программы «Партнерство во имя мира» для Пакистана?

Джейми Шей: Хороший вопрос. С Афганистаном у нас сейчас существует долгосрочная двусторонняя программа сотрудничества в области безопасности. С Пакистаном аналогичного соглашения пока нет. Но мы всячески хотим показать, что мы видим в Пакистане часть решения проблемы, а не саму проблему. У нас есть некоторые соображения, как союзники могли бы помочь в развитии пакистанских вооруженных сил, например, предоставив им программу подготовки армии к борьбе с повстанческими группировками, с боевиками. Так что ничего нельзя исключать. Но мы продвигаемся постепенно, шаг за шагом. На данный момент приоритет – создать эффективный механизм сотрудничества и обмена разведанными для совместного наблюдения за происходящим в пограничных районах.

Ирина Лагунина: Джейми Шей, политический советник Генерального секретаря НАТО в беседе с корреспондентом Радио Свобода Роном Синовицем. Операция в Афганистане будет в центре внимания торжественного саммита НАТО в Страсбурге. Торжественного, потому что союз в этом году отмечает свое 60-летие. Мы приступим к работе в Страсбурге 2 апреля, а до этого в одном из ближайших выпусков программы вы сможете услышать интервью с послом США в НАТО Куртом Вокером. Его оценка ситуации в Афганистане и роли России.
XS
SM
MD
LG