Ссылки для упрощенного доступа

Ученый Иван Петьков собирается обжаловать приговор Ногинского суда


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Орлова.

Евгения Назарец: Вчера вечером Ногинский городской суд Подмосковья вынес приговор бывшему научному сотруднику Института физики твердого тела, главе научно-технологической фирмы "Сафител" Ивану Петькову. Более пятнадцати лет предприниматель занимался выращиванием искусственных сапфиров и налаживал их производство за рубежом, а теперь получил 5,5 лет лишения свободы по обвинению в незаконном экспорте технологий двойного применения.

Ольга Орлова: Дело директора научно-технологической фирмы "Сафител" Ивана Петькова стало очередным так называемым шпионским процессом, связанным с наукоемким бизнесом. Продажа за рубеж технологии по выращиванию искусственных сапфиров - деятельность, которой Петьков занимался много лет - вдруг оказалась подпадающей под ограничение, связанное с экспортным контролем. Обычно, как отмечают эксперты, главной причиной внезапной нелегальности такого рода предпринимательства является экономический интерес со стороны конкурентов, как это было, например, в случае с Оскаром Кайбышевым, которого также обвиняли в незаконной продаже технологии двойного применения. Говорит ответственный секретарь "Общественного комитета защиты ученых" Эрнест Черный.

Эрнест Черный: С Кайбышевым история похожая. Институт Кайбышева разрабатывал проблемы, связанные с изготовлением различного рода деталей методом сверхпластичности. На самом деле, все это показалось очень заманчивым, во-первых, конкурирующей фирме, в которой работал его сотрудник - Баймурзин. Потом он перешел в какую-то конкурирующую фирму, которая пыталась торговать похожими вещами. Все это дело закрутилось. Была подключена Федеральная служба безопасности. Началась обычная раскрутка такого рода дел.
Самое главное, посмотрите, где параллели. Вот эту технологию Кайбышева они продавали еще в советские времена в страну НАТО - в Италию поставлялось это. И это не считалось технологией двойного назначения. Потом уже в российские времена это поставлялось в Индию. И тоже не считалось технологией двойного назначения. А вот когда дело приглянулось некой фирме и сотрудникам ФСБ - вот тут сразу появились технологии двойного назначения.

Ольга Орлова: Однако в деле Петькова есть и ряд обстоятельств, отличающих его от судебных процессов, когда сохранение государственной безопасности становится аргументом в экономической борьбе. Оборудование для выращивания кристаллов, которое поставляла на Маврикии фирма Петькова, было не российского, а украинского происхождения. Эти установки производились в Луганске и прямо оттуда направлялись на Маврикий, не пересекая границу России. То есть фактически специалисты фирмы Петькова выступали в качестве технологов-экспертов, которые налаживают производство зарубежным партнерам.

Эрнест Черный: Перечень того, что представляют собой двойные технологии и так далее, он является исчерпывающим. Поэтому мне кажется, что если суд поведет себя независимо, то это дело скончается прямо сегодня, и мы получим оправдательный приговор. А если - нет, тогда все печально, и можно только питать надежду на то, что приговор может быть условным.

Ольга Орлова: Это было мнение ответственного секретаря "Общественного комитета защиты ученых" Эрнеста Черного еще накануне вынесения приговора. Через несколько часов стало известно, что Ногинский городской суд приговорил Ивана Петькова к 5,5 годам лишения свободы. Вот что рассказал в эфире Радио Свобода свидетель по делу Петькова, его коллега Вячеслав Сидоров.

Вячеслав Сидоров: Сложилось такое впечатление, что это было все давным-давно решено. Потому что все, что говорилось судьей сегодня, в общем-то, это были все те обвинения прокуроров, которые были тоже составлены на основе слов и всех бумажек, написанных Бородиным и компанией. И поэтому, в общем-то, впечатление было тяжелое. Понимаете, все те аргументы, которые выдвигала защита, они, например, основывались на моих показаниях как свидетеля, но они были признаны судьей необъективными, потому что я был заинтересованным: так как мы сейчас вместе работаем, вместе ушли, то, в общем-то, я заинтересован был давать ложную информацию. По поводу экспертиз были различные доводы, говорилось от того, что это не очень профессиональные и не работающие в области эксперты или эксперты, которые свое заключение делали на основе, грубо говоря, давления Петькова на них.

Ольга Орлова: Как вы думаете, какая сейчас будет реакция коллег Ивана Петькова.

Вячеслав Сидоров: То, что все будут к шоке разумные люди, в этом я не сомневаюсь.

Ольга Орлова: Адвокат Петькова Анатолий Бурмистров сообщил, что его подзащитный собирается обжаловать приговор.
XS
SM
MD
LG