Ссылки для упрощенного доступа

Факторы роста экономики России


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.



Александр Гостев: Международный валютный фонд представил на днях очередной полугодовой доклад о состоянии мировой экономики. Эксперты фонда, в частности, значительно повысили свой же предыдущий прогноз темпов роста экономики России в 2006 году, указав при этом наиболее вероятные, по их мнению, факторы возможного замедления этих темпов в будущем.



Сергей Сенинский: Осенью прошлого года МВФ прогнозировал рост российской экономики в 2006 году на 5,2 процента. Нынешний прогноз - уже 6 процентов. При этом эксперты МВФ указывают, что главным фактором этого роста остается потребительский спрос, но - на фоне сокращения как темпов новых инвестиций в экономику, так и экспорта. А раз так, то перспективы устойчивого роста ВВП - который зависит в целом от трех базовых факторов - остаются зыбкими.


Наш первый собеседник в Москве - главный экономист "Альфа-Банка" Наталия Орлова.



Наталия Орлова: В принципе, экономика ВВП складывается из трех основных факторов - потребления, инвестиций и чистого экспорта. Поэтому, наверное, то, о чем говорят эксперты МВФ, сводится к следующему: да, происходит продолжающийся рост потребительского спроса, при этом динамика чистого экспорта сомнительна, потому что, с одной стороны, цены на нефть высокие. Но, с другой стороны, и темпы роста импорта очень большие, то есть это значит, что в ближайшем будущем может произойти изменение торгового баланса, и он может начать сокращаться. И третья составляющая - инвестиции. Действительно, тот факт, что замедляются темпы роста инвестиций, конечно, вызывает беспокойство, потому что инвестиции - это именно тот фактор роста экономики, который создает рабочие места. То есть он не только приводит к росту в текущем году, но он как бы генерирует экономический рост и в последующие годы. Что, собственно, мы не можем сказать о потребительском спросе, потому что потребительский спрос сегодня есть, завтра нет, и это значит, что завтра темпы роста экономики могут замедлиться.



Сергей Сенинский: В прессе приходилось встречать такие оценки: каждый процент роста ВВП в год требует увеличения инвестиций в национальную экономику на 13-15 процентов. В какой мере вы разделяете подобные оценки?


Главный экономист инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков.



Евгений Гавриленков: Если будут расти инвестиции на 13-15 процентов, то экономика будет расти гораздо больше, чем на 1 процент ВВП. Скорее я бы привел такие цифры, что при росте инвестиций на 13-15 процентов объем основного капитала, накопленного (здания, сооружения, машины), будет увеличиваться на 1 процент. Такова структура нашей экономики.



Сергей Сенинский: Темпы увеличения инвестиций в российскую экономику действительно замедлились в первые два месяца этого года, напоминает Евгений Гавриленков, но уже в марте они вновь составили примерно 10,5 процента, как и в среднем за последние годы.



Евгений Гавриленков: В предыдущие годы, когда мы имели рост инвестиций на 10-12 процентов, рост ВВП - на 6-7 процентов, это было, соответственно, при том же 10-процентном росте потребления, но при гораздо более умеренном даже сокращении порой чистого экспорта.



Сергей Сенинский: Главным фактором нынешнего роста экономики России эксперты МВФ называют потребительский спрос. Но за счет роста потребления чего именно увеличивается общий его объем - в первую очередь?



Наталия Орлова: Очень большой рост в 2005 году был показан такими секторами, как торговля, пищевое производство, телекоммуникации и прочее. Строительство - это также сектор, который показал хорошие темпы роста - порядка 12 процентов в год. Это, наверное, самые положительные изменения, что население тратит деньги сейчас не только на товары краткосрочные, но и на такие долгосрочные, как квартиры. Скорее всего, это инвестиции в недвижимость.



Сергей Сенинский: Но бум потребительского спроса в известной мере провоцирует и рост цен. Особенно, если доходы населения растут быстрее, чем производительность в национальной экономике, подстёгивая еще и рост импорта, на что указывают, в частности, эксперты МВФ, имея в виду не только Россию, но и некоторые другие республики СНГ.



Наталия Орлова: Здесь есть интересный аспект. Он связан с тем, что чем выше инфляция, тем больше у населения склонность к потреблению. То есть в условиях высокой инфляции население предпочитает не сберегать, то есть как бы не финансировать инвестиции, а тратить деньги сегодня на приобретение товаров. И, мало того, что тратят свои доходы, но еще и, как мы знаем на примере России, берут в кредит. Потому что рост банковских кредитов - в последние несколько лет это, наверное, один из наиболее быстро растущих сегментов в России. В прошлом году темпы роста этого сегмента составили 90 процентов.



Сергей Сенинский: Часть этого потребительского спроса, усиленного банковскими кредитами, безусловно, придется на товары и услуги, производимые и предоставляемые российскими компаниями. Однако если рост импорта опережает рост экспорта, то структура этого спроса явно меняется.



Евгений Гавриленков: С учетом того, что доходы населения выросли, потребительский спрос быстро сместился и продолжает смещаться в сторону товаров повышенного качества, возможно, более дорогих товаров, если эти товары не будут производиться на российских предприятиях, российскими производителями, то это будет стимулировать рост импорта и меньшую производственную активность внутри экономики страны. Для того чтобы конкурировать с импортом, российские производители должны постоянно поддерживать инвестиционную активность, как минимум, на уровне 8-10 процентов в год. В этих условиях возможно обеспечить довольно устойчивые темпы экономики. Только путем введения новых мощностей, которые способны следовать за динамично меняющимся спросом.



Сергей Сенинский: Объемы российского экспорта, хотя темпы его роста и замедляются, по-прежнему остаются весьма значительными. Соответственно, в страну притекают немалые средства - в виде экспортной выручки. Но если - по тем или иным причинам, главной из которых называют инвестиционный климат, - лишь часть этих средств направляется компаниями на собственное развитие, то другая уходит, в первую очередь, на финансовые рынки.



Наталия Орлова: Да, действительно, есть проблема. Когда очень большая неопределенность относительно инвестиционного климата или относительно налогового законодательства или просто относительно того, какой экономический курс будет в стране через несколько лет, конечно, в такой ситуации люди предпочитают вкладывать средства не в финансирование каких-то проектов в реальном секторе, а в финансовые активы, из которых эти деньги можно быстро вывести. Вот эта проблема есть. И единственный, наверное, вариант ее решить - это как-то изменить, улучшить инвестиционный климат, для того чтобы инвесторы или даже население России были готовы удлинять сроки своих сбережений, сроки своих инвестиций.



Сергей Сенинский: На наши вопросы отвечали в Москве главный экономист "Альфа-Банка" Наталия Орлова и главный экономист инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков.


XS
SM
MD
LG