Ссылки для упрощенного доступа

100 лет Государственной думе: «история разрыва между властью и демократией»


Государственной думе России исполняется 100 лет. Первая Дума, прозванная «Думой народного гнева», просуществовала всего 72 дня.


Выборы в первую российскую Думу не были равными, всеобщими и прямыми. Избирать и быть избранными не могли люди до 25 лет, женщины, военнослужащие, полицейские и бродячие инородцы, то есть кочевники-скотоводы. Голос одного помещика приравнивался к голосам 15 крестьян и 45 рабочих. Члены дореволюционной Думы не были подотчетны избирателям: отзывать депутатов мог только Сенат. Обязанности депутатов заключились в разработке и обсуждении законов, утверждении госбюджета, рассмотрении предложений о строительстве железных дорог и учреждении новых акционерных обществ. За 72 дня своего существования первая Дума успела принять всего два закона – о выделении 15 миллионов рублей в помощь пострадавшим от неурожая и так и не подписанный императором закон об отмене смертной казни. Петербургский историк Густав Богуславский считает, что Россия отмечает столетие Думы не вовремя: «Если быть точным, то Дума начала работать по новому стилю 9 апреля 1906 года. По сути дела, император Николай II демонстративно подчеркивал свою отдаленность от Думы, свою незаинтересованность в том, что Дума делает, свое очень и очень неодобрительное отношение к ней».


Вторая Дума – 1907 года – тоже была быстро распущена, и только третья, хоть и с трудом, но просуществовала положенный срок с 1907 по 1912 годы. Это была так называемая «октябристская Дума».


«Четвертая Дума пережила период Первой мировой войны и прекратила свою деятельность, не дожив до истечения срока своих полномочий. Она провела последнее заседание, трагическое заседание, уже 25 февраля 1917 года», - рассказывает Густав Богуславский.


Дореволюционную Думу нельзя назвать предшественницей нынешней, считает историк: «Вся история первой, второй, третьей и четвертой Думы – это история разрыва между властью и демократией».


По мнению Богуславского, носительницей демократии нельзя считать ни старую, ни новую Думу, хотя в них много общего – например, бесконечные колебания и сомнения в правильности принимаемых решений.


XS
SM
MD
LG