Ссылки для упрощенного доступа

Союз журналистов России и Центр экстремальной журналистики опубликовали результаты мониторинга новостных программ ведущих российских телеканалов


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.



Андрей Шароградский : Союз журналистов России и Центр экстремальной журналистики опубликовали результаты мониторинга новостных программ ведущих российских телеканалов. Вот основные выводы этого мониторинга. Президент Путин, правительство и правящая партия очень активно освещаются в изучаемых национальных телеканалах. В четырех изучаемых принадлежащих государству телеканалах власти посвящено около 90 процентов главных новостей. Освещение президента Путина в трех принадлежащих государству телеканалов и контролируемом государством НТВ было исключительно положительным. Моя коллега Вероника Боде попросила директора Центра экстремальной журналистики Олега Панфилова прокомментировать эти выводы.



Олег Панфилов: Если говорить о результатах мониторинга телевидения, то эти результаты ошеломляющие. Прежде всего, потому, что телекомпания "Россия", Первый канал, ТВЦ и НТВ уже практически превратились в такой рупор пропаганды. По количеству персоналий, упоминаний политических партий и государственных органов эти телеканалы в своих новостных выпусках уделяют более 90 процентов времени упоминанию именно президента, членов правительства и единственной партии "Единая Россия". Всем остальным партиям уделяется даже меньше 1 процента эфирного времени. Для журналистов это, конечно, сенсация, потому все, конечно, видят телеканалы, все видят, насколько часто там появляется президент, насколько часто появляются члены правительства. Но, когда мы представили материалы, в которых посекундно зафиксированы эти люди, то есть время их появления на экране, то это, конечно, выглядит совершенной сенсацией.



Вероника Боде: Вот такое положение дел, которое выявил ваш мониторинг, что говорит о процессах, идущих сейчас в России?



Олег Панфилов: Я думаю, что практически восстановлены традиции советской пропаганды. Эта ситуация очень напоминает советский анекдот о советском телевидении, когда люди шутили, что выпуски новостей советского телевидения - это все о Брежневе и несколько минут о погоде. Если учитывать те данные, которые мы получили, то практически сейчас новости российских телеканалов, прежде всего, Первого и Второго, выглядят именно так.



Вероника Боде: А что это значит для российской журналистики? Как бы вы оценили ее сегодняшнее состояние?



Олег Панфилов: В этом смысле я согласен с Игорем Яковенко, Генеральным секретарем Союза журналистов, который сказал о том, что люди, работающие на Первом и Втором канале, не имеют права называть себя журналистами, потому что они работники пропаганды. Тут говорить совершенно невозможно о свободе слова. Вообще, я предлагаю остерегаться этого понятия, когда речь заходит о странах, где есть хотя бы несколько государственных средств массовой информации. Если считать, что в России Первый и Второй канал - это наиболее используемые населением источники информации, то ни о какой свободе слова просто говорить невозможно.



Вероника Боде: Каков ваш прогноз? Что ждет в дальнейшем российские средства массовой информации? Как будет развиваться процесс?



Олег Панфилов: Я предложил людям, которые пришли на презентации доклада цитату из выступления президента Путина 18 мая прошлого года. Он сказал о том, что необходимо предоставлять равные права всем политическим партиям на государственном телевидении. Год назад он это сказал, но это не выполняется. Я боюсь, что если эта ситуация будет сохраняться в ближайшие два года, то общество подойдет к выборам - в Государственную Думу, и к президентским выборам - полностью подверженное пропаганде. Поэтому говорить о том, что у людей будет какой-то выбор при выборе кандидатов в депутаты Государственной Думы или президента, тут не приходится.



Вероника Боде: Какую роль, на ваш взгляд, играет сейчас журналистика в жизни России?



Олег Панфилов: Мне кажется, что если журналистика в России и осталась, то она осталась только в каком-то количестве газет и в Интернете. К сожалению, о государственном телевидении тут, действительно, невозможно говорить, поскольку телевидение все чаще и чаще нам демонстрирует какие-то фильмы, программы, которые больше всего похоже на то, что делали на центральном телевидении. Хотя бы вспомнить фильм Аркадия Мамонтова о шпионском камне или о какой-то таинственной тюрьме на украинской военной базе.



Вероника Боде: А как бы вы оценили позицию власти по отношению к российским средствам массовой информации? В чем тут ее задача?



Олег Панфилов: Как к пропаганде. Другого отношения просто быть не может. Я думаю, что те чиновники, которые разрабатывают различные меры по изменению законодательства, изменению Закона "О средствах массовой информации", которые периодически говорят о том, что нужна цензура, это люди, которые никогда не читали ни Конституции, ни действующих законов. Я боюсь, что они относятся к средствам массовой информации исключительно, как к возможности пропагандировать только то, что делает власть, не заботясь о том, что население должно знать, что на самом деле происходит в стране.



XS
SM
MD
LG