Ссылки для упрощенного доступа

"Русский театр - это крепостной театр, которому нужен хозяин"


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева.

Марк Крутов: Сегодня - Международный день театра. Это праздник с довольно большой историей, он отмечается с 1961 года. Накануне праздника Союз театральных деятелей России пригласил к себе старейшин цеха, знаменитых актеров и режиссеров.

Марина Тимашева: Собрались люди, которые в представлениях не нуждаются: Владлен Давыдов и Ия Савина, Юлия Борисова и Владимир Этуш, Светлана Немоляева и Александр Лазарев, Владимир Андреев и Ирина Мирошниченко, Армен Джигарханян и Вера Васильева... Поздравил всех Александр Калягин. Подняли по бокалу за дело, которому служат, поели маленьких вкусных пирожных, расцеловались. На дворе - времена тяжелые, но жаловаться, даже руководители театров, не собирались. Вот я спрашиваю руководителя театра имени Ермоловой Владимира Андреева, как настроение много ли проблем, а он отвечает...

Владимир Андреев: Зачем же в этот праздничный день начинать с такого вопроса? Ну зачем? То, что печально и настораживает, знают об этом все, а вот что помогает жить, вот я вам скажу. Я сейчас по-товарищески расцеловался со своим другом Сашей Калягиным - уже хорошо, видимся не каждый день. После этого я поеду к своим студентам, которые, как ни странно, хотят заниматься этим непонятным делом, это тоже хорошо. Третье, я несколько дней назад на учебной сцене Российской академии театрального искусства вместе со своими учениками отважился сыграть Гауптмана "Перед заходом солнца" и сейчас ко мне подошел Леонид Хейфиц, который в свое время делал это с Царевым в Малом театре, и сказал мне хорошие слова. Поэтому я со всей ответственностью вам заявляю, что жить все-таки хочется и делом этим, независимо ни от чего, заниматься хочется.

Марина Тимашева: Армен Джигарханян, по сути, вторит своему коллеге...

Армен Джигарханян: Ничего не хочется говорить, потому что театр надо видеть, кормить театр должно государство, русский театр - это крепостной театр, крепостному театру нужен хозяин, который кормит своих артистов. Театр очень грубое учреждение. Я, например, люблю площадной театр, я люблю сильный театр. Мы должны научить заниматься любовью, вот что должен делать театр.

Марина Тимашева: Николай Губенко чуть расстроен, но не отсутствием денег, а разобщенностью цеха...

Николай Губенко: Понятие "вместе" значительно производительнее, чем понятие "отдельно".

Марина Тимашева: Я не понимаю, почему же такая разобщенность? Например, когда у скульпторов были проблемы с Домом, они не решены, к сожалению, но Дом актера их очень защищал, а скульпторы защищали Дом.

Николай Губенко: Я знаю, я сам участвовал в этом. Условно говоря, по-детски это называется - любимчики, по взрослому называется фаворитами власти, которая получает от всех не просто дотации, а те или иные поощрения, которые позволяют им выживать на эти миллионные, многомиллионные, многосотмиллионные поощрения.

Марина Тимашева: Но внутри самого театра все в порядке?

Николай Губенко: Пока, слава богу, мы вернулись на круги свои. То есть мы прошли в 1990-х пустые залы, мы прошли то, когда Хлестаков писал со сцены, мы прошли секс-экстазы, думая, что это основа основ всей жизни. Мы вернулись к мысли, мы вернулись к содержанию, и не будем называть это реализмом, Станиславским, Мейерхольдом, нет, будем говорить о том, что содержание сейчас привлекательно для зрителя и не только для взрослого, малышня... В театре у меня очень много сказок, но я мечтаю еще сделать кукольный на маленькой сцене, чтобы... рядом у меня буфет - там будут молочные такие всякие коктейли, и малышня будет приходить, с детства впитывать в себя хорошее слово, драматургию, потом перейдут на взрослые спектакли и будут жить вместе со своими соотечественниками - Чеховым, Толстым, Достоевским, Гоголем и прочее. Разве это плохая жизнь?

Марина Тимашева: Примерно о том же говорит и сам Александр Калягин...

Александр Калягин: Сейчас меня все время спрашивают: а что в театре сейчас, как ходят, пойдут ли в театр? Я глубоко убежден, что в театр сейчас ходить будут больше и больше. Я это вижу по своему театру, я вижу по многим другим театрам. Театр - это спасительное убежище, в котором можно даже пережить кризис, потому что, в конце концов, хлеб будет, колбаса будет.

Марина Тимашева: Сейчас Союз театральных деятелей борется за прибавки к пенсиям народным артистам. Надо было позвать чиновников, чтобы посмотрели на тех, на кого не хватает средств. Хотя, если бы посмотрели, может, никогда бы денег не дали, потому что выглядят наши старшие великолепно.
XS
SM
MD
LG