Ссылки для упрощенного доступа

Вацлав Гавел - это часть истории Радио Свобода/Свободная Европа


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефин Фиштейн.

Кирилл Кобрин: Мой коллега обозреватель Радио Свобода Ефим Фиштейн побывал на встрече с Гавелом. Ефим знаток европейской и чешской политики, многолетний сотрудник нашего радио.
Ефим, Вацлав Гавел - это такая же сейчас часть истории Радио Свобода/Свободная Европа как и любой самый выдающийся из сотрудников нашего радио. Давайте поговорим, прежде всего, о том, во-первых, какую роль сыграло радио в деятельности Гавела-диссидента, и, во-вторых, какую роль сыграла деятельность Вацлава Гавела-президента в истории радио?

Ефим Фиштейн: Роль радио в жизни Вацлава Гавела была достаточно большой. Он сам неоднократно это подчеркивал на своем сегодняшнем выступлении. Во-первых, он был одним из первых чешских литераторов, тогда еще не вполне оппозиционных, речь шла о 1968 годе, когда он впервые приехал в Мюнхен на постановку своей пьесы, и первым из чехов посетил здание Свободной Европы/Радио Свобода тогда в Английском саду и дал, может быть, одно из первых интервью. Во-вторых, когда он уже был диссидентом, а в Чехословакии царила нормализация, он одним из первых открыто признал связь со Свободной Европой, не боялся сообщать и передавать документы Свободной Европе, не боялся открыто признавать свое сотрудничество с этой радиостанцией, тогда запрещенной.

Кирилл Кобрин: Уточню для слушателей, что "нормализацией" называют период в чехословацкой истории после подавления Пражской весны 1968 года до 1989 года, собственно говоря.

Ефим Фиштейн: Совершенно верно. Что же касается его роли, роли бывшего чешского президента Вацлава Гавела, в истории Свободной Европы, то и она немаловажна не только потому, что он был постоянным, хотя и не штатным сотрудником радиостанции, но и потому что он высоко ценил роль Свободной Европы в деле установления демократии в Центральной Европе, и пригласил эту радиостанцию в Прагу, предоставив ей достаточно льготные условия. В частности, предложил ей занять здание бывшего Федерального собрания чехословацкого парламента, которое к этому моменту пустовало. Это связь, которая продолжается всю жизнь Вацлава Гавела и практически всю историю Радио Свободная Европа/Радио Свобода.

Кирилл Кобрин: Иными словами, есть известный символизм. Вацлав Гавел пригласил нас в здание бывшего парламента чехословацкого, а сейчас, когда штаб-квартира радио переезжает в здание в "Хагиборе", Вацлав Гавел приехал туда.

Ефим Фиштейн: Несомненно, он и сам подчеркнул необычность этой ситуации. Ведь, когда он начинал свое сотрудничество с Радио Свободная Европа/Радио Свобода, радиостанция была запрещенной в коммунистической Чехословакии. Поэтому он сам видит глубокий символизм в том, что сейчас не только радио находится в Праге, но и получило возможность построить новое здание, специализированное здание для нужд радиостанции, что является свидетельством того, что может быть и после жизни бывшего чехословацкого президента, и после жизни сотрудников радио, оно будет по-прежнему существовать и выполнять свою миссию, которая далеко не кончена.

Кирилл Кобрин: Вы знаете, есть еще один политический вопрос, касающийся, собственно, чешской политики и чешской, может быть, внешней политики. Дело в том, что вот этот визит Вацлава Гавела, безусловно, планировался значительно раньше, но, тем не менее, он совпал с таким странным периодом в чешско-американских отношениях. Я имею в виду недавнее скандальное высказывание уже теперь исполняющего обязанности чешского премьер-министра Мирека Тополанека об экономической политике Барака Обамы. Мы не будем сейчас обсуждать содержание, но он назвал это "дорогой в ад", в не очень точном переводе, там нюансы кое-какие уходят при этом переводе, но тем не менее. Это был жест со стороны Гавела компенсацией?

Ефим Фиштейн: Нисколько. Как пишет сегодня "Уолл-стрит джорнал", только настоящие друзья могут сказать неприятной правды. Поэтому Чехия проявила себя как настоящий друг, в отличие, скажем, от Испании, которая, никого не предупредив, вывела свои войска сначала из Ирака, а вчера из Косова, или сообщила о выведении своих войск. Мирек Тополанек высказал общее отношение Европейского Союза, высказал, собственно говоря, декларацию, принятую на последнем брюссельском саммите, где меры Барака Обамы были сочтены крайне неудачными. Поэтому здесь нет никакого оскорбления. А Вацлав Гавел подчеркнул, наоборот, что уход в отставку правительства не означает неуспех или конца председательствования Чехии. Наоборот, он считает, что это председательствование исключительно успешно. Кстати говоря, Вацлав Гавел практически по всем позициям согласен с нынешним премьером в его конфликте с нынешним президентом страны. Он практически поддерживает уходящего премьера. Так что, в данном случае, нельзя было ожидать от Вацлава Гавела какой-то критики в адрес уходящего правительства.
XS
SM
MD
LG