Ссылки для упрощенного доступа

Открытие музея Гоголя


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.

Кирилл Кобрин: 1 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Гоголя. В Москве прошла торжественная церемония открытия первого в России Музея Гоголя. Он расположился в усадьбе Толстых на Никитском бульваре, в доме, где писатель провел последние годы жизни и где он умер. Правда, предполагалось, что находящаяся здесь городская библиотека будет переведена в другое здание, Однако переезд не состоялся. Так что, развернутую на первом этаже экспозицию уместнее назвать мемориальными комнатами при библиотеке, а не полноценным музеем. Рассказывает наш корреспондент Лиля Пальвелева.

Лиля Пальвелева: Библиотеку планировали переместить в соседний флигель усадьбы. Однако не смогли договориться с арендаторами, у которых договор о найме истекает в 2012 году. Может, это и к лучшему. Подлинных экспонатов, имеющих непосредственное отношение к Гоголю, а не так называемых аналогий, в музее раз-два и обчелся. Не сохранилась и подлинная мебель бывших владельцев усадьбы. По состоянию коллекции на сегодняшний день и одного первого этажа с лихвой хватило.
Что же касается мемориальных комнат, то гостиная и спальня Гоголя были оборудованы уже давно. Сейчас к ним добавилась прихожая и несколько анфиладных залов, заполненных некими инсталляциями на тему творчества классика. Об одной из них рассказывает Директор гибрида из научной библиотеки и экспозиции "Дом Гоголя" Вера Викулова.

Вера Викулова: Сундук - это знаковый элемент одной из комнат. Он используется как символ дороги - он стоит в прихожей. И направлен свет, где струятся виды дороги, которые Гоголь мог видеть как путешественник.

Лиля Пальвелева: Устроители музея явно старались, чтобы он был на волне новейших течений, чтобы посетитель, не дай бог, не заскучал, оказавшись просто в стенах, которые помнят Николая Васильевича и среди предметов его эпохи. Потому даже в спальне (она же и рабочий кабинет) вокруг конторки, подобием которой пользовался Гоголь, укрепили массивные, с пола до невысокого потолка, конструкции из толстого стекла в виде ангела с распростертыми крылами. Метафора такая. Чтобы впечатление было еще более сильным, время от времени здесь включают фонограмму с шумом улицы и звоном колоколов.
Здесь же - резким диссонансом - экспонат, который Вера Викулова по праву называет "очень ценным".

Вера Викулова: Вот эта работа редкая, неизвестного художника, портрет Гоголя 1850 года, то есть его прижизненный портрет. Это реликвия. Этот портрет находится в нашей коллекции с 1974 года, когда были организованы мемориальные комнаты писателя. То, что мы уже хоронили, то, что сейчас идут дарения, мы все отреставрировали. И сегодня и новый, и старый материалы находятся в коллекции.

Лиля Пальвелева: А появились у вас какие-то совсем новые экспонаты за эти два года, что шла подготовка к юбилею?

Вера Викулова: Да, безусловно. Коллекцию мы накапливали всегда. Но в последние годы, в связи с такой усиленной музеефикации этого дома, очень помогло Министерство культуры. В прошлом году нам выделены были средства, на которые было много что закуплено для этого музея, в частности - это крупные предметы. Нам не хватало мебели, нам не хватало бытовой утвари. Кроме того, интересные были закуплены и фактологические материалы, и какие-то прижизненные оттиски.

Лиля Пальвелева: Из тех новых поступлений, о которых вы говорили, есть какие-то вещи, которые точно известно, что принадлежали Гоголю?

Вера Викулова: Да, безусловно. Дочка Сытина, отец которой как раз присутствовал на перенесении захоронения Гоголя, предоставила нам пуговицу с жилетки Гоголя и элемент его гроба. Это такой золотой ромбик. Это подлинная вещь с историей. Там еще медальон гоголевский.

Лиля Пальвелева: Предметы из могилы на широкое обозрение не выставлены, хранятся в фондах. Чуть замявшись, Вера Викулова поясняет:

Вера Викулова: Мы выставляем буквально где-то одну восьмую часть коллекции. Все выставить невозможно.

Лиля Пальвелева: В целом же директор так оценивает свое детище.

Вера Викулова: Музей завораживает. Музей сегодня применяет такие средства, такие инсталляции, которые вас заставляют думать, чувствовать, жить теми же мыслями, которыми жил Гоголь. И это главное для музея. Музей - это не просто расставить мебель.

Лиля Пальвелева: Центр экспозиции - камин. На его месте некогда была печь, где Гоголь сжег второй том "Мертвых душ". Вот тут то и разворачивается действо, которому постарались придать мистический характер. Под странный треск (по замыслу он должен производить впечатление распадающихся от огня рукописей) на каминном зеркале, на деле оказавшимся панелью экрана из клубов дыма возникают изображения. Далее цитата - из прикрепленного к стене листочка бумаги:
"Камин превращен в символ огненного очищения, искупления, прощания, трагедии адского пламени, горения души, обновления. Лики современников Гоголя, имевших влияние на писателя, появляются в каминном зеркале: отец Матфей Константиновский, граф Толстой, затем поэт Данте".
Несмотря на весь этот китч, Вера Викулова заявляет:

Вера Викулова: Все в этих залах сделано с глубокой научной подосновой. Потому что мы находимся в зоне строгой мемориализации. Здесь нельзя сделать что-то по типу. Здесь должно точно соответствовать эпохи. Это музей!

Лиля Пальвелева: "Грустно жить на этом свете, господа". Самая известная из гоголевских цитат здесь как нельзя кстати.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG