Ссылки для упрощенного доступа

"Газпром" по общей стоимости своих акций стал третьей среди крупнейших компаний мира


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.



Андрей Шароградский: Российский "Газпром" по общей стоимости своих акций стал третьей среди крупнейших компаний мира. По результатам биржевых торгов в минувшую пятницу он обошел компанию Micros о ft , акции которой впервые за последние годы подешевели столь резко - сразу на 11 процентов. Теперь дороже "Газпрома" оказываются лишь две американских компании - нефтегазовая Exxon Mobil и электротехническая General Electric . Какие факторы окажут в ближайшем будущем наибольшее влияние на формирование рыночной цены российской газовой монополии? Об этом - мой коллега Сергей Сенинский.



Сергей Сенинский: Обе крупнейших компании мира - и Exxon Mobil , и General Electric - пока стоят дороже "Газпрома" - примерно на 30 и 25 процентов соответственно. В данном случае особый интерес представляет сравнение именно с Exxon Mobil , крупнейшей частной нефтегазовой компанией мира. Один из традиционно используемых показателей для оценки бизнеса той или иной компании этой отрасли - стоимость её акций по отношению к одному баррелю доказанных запасов газа (речь идет об эквиваленте). Насколько решающим он является? То есть доминирует ли среди других факторов оценки - скажем, эффективность деятельности компании, "прозрачность" её бизнеса и тому подобных.


Наш первый собеседник в Москве - аналитик инвестиционной компании "Антанта Капитал" по нефти и газу Александр Блохин.



Александр Блохин: Когда нужно нефтегазовую компанию оценить очень быстро, то смотрят на ряд ключевых показателей, финансовых прежде всего, и уровень добычи, и объем ее запасов. Показатель стоимости компании по отношению к объемам ее запасов является одним из самых популярных. Обычно сравнивают российские компании с западными. Для западных компаний этот показатель составляет 5-7 долларов за баррель, по отдельным сделкам может достигать 10, а то и 15 долларов за баррель. Наши российские компании заведомо дешевы. В частности, если взять запасы "Газпрома", которые были опубликованы, то получится 1,3-1,5 доллара за баррель. По сравнению с тем, что стоят западные компании, это сущий пустяк. Соответственно, когда западные инвесторы разглядели, что "Газпром" является исключительно дешевой компанией, они, если можно так сказать, набежали и не глядя стали покупать акции "Газпрома". Но запасы запасами, но все-таки инвесторы смотрят на то, как компания может распорядиться этими запасами.



Сергей Сенинский: Другими словами, именно по контролируемым запасам сырья "Газпром" остается недооцененным еще примерно в 3-4 раза. И, видимо, именно фактор руководство компании имеет в виду, когда заявляет, что лет через 10-15 стоимость "Газпрома" может увеличиться с нынешних 270 миллиардов долларов до 1 триллиона. Но проявляются и другие факторы оценки компании.



Александр Блохин: После того, как первое очарование проходит, инвесторы уже начинают смотреть на другие моменты в деятельности компании, как то насколько эффективно работает ее менеджмент. Если посмотреть на то, как рынок воспринимает ее справедливую рыночную стоимость, то по другому популярному показателю - отношению цены компании к ее прибыли - сейчас "Газпром" торгуется наравне с крупнейшими российскими нефтяными компаниями. Этот показатель в среднем составляет где-то 9-10. То есть получается, что хотя по объемам запасов у "Газпрома" есть еще большой потенциал роста, инвесторы все больше будут обращать внимание уже не на то, каковы размеры этой компании, а насколько она может генерировать денежные потоки за счет разработки собственных запасов.



Сергей Сенинский: Еще примерно год назад "Газпром" стоил 60-70 миллиардов долларов. Сегодня - 270 миллиардов. Из трех следующих факторов - высокие мировые цены на энергоносители, недавняя либерализация рынка акций "Газпрома" и "перегрев" российского рынка акций - как, на ваш взгляд, повлиял каждый? То есть как оценить "вклад" каждого из них в четырехкратный рост стоимости "Газпрома", если всю сумму этих факторов условно принять за 100 процентов? Аналитик по нефти и газу инвестиционного банка UBS Каха Кикнавелидзе



Каха Кикнавелдизе: Я думаю, что первые две, наверное, в равной степени оказали очень значительное влияние на оценку "Газпрома" и мировые цены на энергоносители, и такой технический фактор, как либерализация рынка акций "Газпрома". Что касается перегрева российского рынка акций, я думаю, что этот фактор, наверное, исходит из первых двух. Из-за того, что мировых цены на нефть и газ такие высокие и из-за высокой ликвидности на российском рынке, в том числе, из-за либерализации рынка акций "Газпрома", - наверное, из-за этого российский рынок акций кажется перегревшимся.



Сергей Сенинский: Александр Блохин, инвестиционная компания "Антанта Капитал".



Александр Блохин: Можно сказать, где-то 50 процентов можно отнести за счет либерализации рынка акций "Газпрома", то есть инвесторы очень нуждались, чтобы внутренний и внешний рынок акций компании был объединен. Что касается цен - это можно отнести процентов 30-35, а все остальное - за счет перегревающегося российского рынка. Потому что рост капитализации "Газпрома" стал одним из факторов того, что рынок стал перегрет.



Сергей Сенинский: Кстати, в общем объеме российского фондового рынка, то есть рынка акций компаний и предприятий, какова сегодня доля одного лишь "Газпрома"?



Александр Блохин: Сейчас примерно 30 процентов, но по ожиданиям крупнейших инвестиционных домов в скором времени капитализация "Газпрома" составит половину капитализации российского рынка.



Сергей Сенинский: В периоды низких цен на энергоносители в мире капитализация нефтегазовых компаний обычно падает. Скажем, еще лет 5-7 назад та же Exxon Mobil порой не входила даже в первую десятку компаний по стоимости акций. Если представить, что нынешние мировые цены на нефть (и вслед за ними - на газ) упадут, скажем, на 50 процентов - только этот фактор как отразится на стоимости "Газпрома"?



Каха Кикнавелидзе: Я думаю, что если допускать, что цена на нефть снизится на 50 процентов, скажем, до 35 долларов, это окажет огромное влияние на оценку всех нефтегазовых активов и нефтегазовых компаний и в мире, и в России. Для "Газпрома", конечно, это тоже очень важный фактор. Несмотря на это, нельзя забывать, что больше половины объема газа "Газпром" продает внутри страны, где цены регулируется. И мы думаем, что внутренняя цена в России будет расти вне зависимости от тенденций на мировом рынке.



Сергей Сенинский: Спасибо. На наши вопросы отвечали в Москве аналитики по нефти и газу - Александр Блохин, инвестиционная компания "Антанта Капитал", и Каха Кикнавелидзе, инвестиционный банк UBS .



XS
SM
MD
LG