Ссылки для упрощенного доступа

Что считают вызовом российские экологи: итоги конференции «Зеленое движение России».


Ирина Лагунина: Российские экологи подводят итоги конференции «Зеленое движение России: экологические вызовы». Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Представители российских неправительственных экологических организаций на минувшей неделе собрались в Подмосковье, чтобы обсудить наиболее серьезные природоохранные проблемы. Сюда приехали экологи из 80 российских регионов, представляющие ведущие движения и фонды: Гринпис, WWF, Центр охраны дикой природы, Международный социально-экологический союз, Союз «За химическую безопасность» и другие. Сами экологи говорят, что прошедшую конференцию можно назвать самым масштабным экологическим мероприятием последнего десятилетия. Министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев, которого пригласили на собрание, к экологам не приехал, так что многие серьезные вопросы защитников природы к власти так и остались без ответа. О конференции рассказывает одна из ее организаторов и участниц Юлия Горелова, представляющая некоммерческое партнерство «Птицы и люди»…

Юлия Горелова: Надо сказать, что конференция была совершенно уникальная, и таких конференций не проводилось уже много лет, и все участники это подтверждали. Потому что в настоящее время мало возможностей для того, чтобы собирать такой форум. В частности, мы говорили с Еленой Куликовой, она участвовала в этой конференции, вела секцию, и она сказала, что за время ее работы в неправительственных организациях, она работает давно, более 10 лет, таких конференций не было.

Любовь Чижова: Что говорили участники конференции, какие были выделены наиболее острые экологические проблемы сегодняшние российские?

Юлия Горелова: Наиболее острыми экологическими проблемами, конечно, являются проблемы, связанные с загрязнением и с работой крупных промышленных предприятий, проблемы химической безопасности. Но заседание, где был совершенный аншлаг - это секция «Экология и права человека». То есть все правовые вопросы, правовое проблемы, связанные с нарушением экологических прав граждан. Тематически это оказалось наиболее острой проблемой.

Любовь Чижова: Насколько вообще сегодня российская власть готова к сотрудничеству с неправительственными экологическими организациями? Происходит ли какое-то взаимодействие?

Юлия Горелова: Вы знаете, дело в том, что мы пригласили на конференцию министра природных ресурсов и экологии Трутнева, он не приехал на нашу конференцию. Кто-то приехал от министерства, но мы как представители неправительственных организаций хотели услышать именно его. Он проигнорировал. И фактически получилось так, что федеральные структуры, государственные структуры не были представлены на конференции. Что говорить в целом, в прошлом году добавили к названию министерства слово «экология», но это не решило проблемы, и политика государства от этого более экологичной не стала. То есть мы наблюдаем в настоящее время деэкологизацию и абсолютное неделание государственных структур сотрудничать с неправительственными организациями.

Любовь Чижова: Рассказывала директор некоммерческого партнерства «Птицы и люди» Юлия Горелова. В экологической конференции в Подмосковье также принимал участие центр «Беллона» из Санкт-Петербурга. Его директора Николая Рыбакова поразил высокий профессионализм его коллег: российские экологи год от года становятся все более юридически подкованными…

Николай Рыбаков: Совместно с этой конференцией «Беллона» проводила еще и собственные экспертный семинар юристов, куда съехались юристы со всей России. И мы собрались для того, чтобы обсудить, как дальше работать в связи с изменениями постоянными экологического законодательства, в связи с ослаблением экологических норм, в связи с постоянными нарушениями экологических прав человека, о том, как более эффективно их отстаивать и о том, как экологические организации могут работать в сложившихся условиях в России. Если честно говорить, то я был даже несколько удивлен, несмотря на то, что много лет занимаюсь вопросами экологии, удивлен тому, что насколько грамотные и профессионально подготовленные люди приехали в этот раз. Видна динамика улучшения профессиональных качеств тех людей, которые в России занимаются экологией.

Любовь Чижова: Что говорят эксперты, что сейчас происходит с российским экологическим законодательством и, есть ли можно, какие-то конкретные примеры?

Николай Рыбаков: К сожалению, с российским экологическим законодательством происходит крайне печальная вещь. Либо экологические нормы, экологические барьеры из законодательства выхолащиваются, либо они просто не соблюдаются по факту. И здесь общественные организации должны планомерно по каждому конкретному пункту работать для того, чтобы не допускать нарушения самими же властями прав граждан на благоприятную окружающую среду. Но, если говорить о конкретных вещах, допустим, в Ленинградской области после вступления в силу Лесного кодекса был принят лесной план, который перевел значительное количество лесов общего пользования, где отдыхают граждане, которыми они пользуются для своего отдыха, перевел леса, которые теоретически, к сожалению, как мы знаем, на практике и вполне практически, могут идти в будущем под вырубку. Вот сейчас «Беллона» занимается тем, что изучает, каким образом можно на законодательном уровне отстоят права граждан Ленинградской области и Санкт-Петербурга на то, чтобы эти леса не были вырублены, не были переведены в те леса, которые можно будет вырубить.
У нас есть, потому что самое главное, что вместе с нами работают грамотные, профессионально подготовленные юристы, которые, естественно, выигрывали суды по экологическим вопросам. Что еще очень важно, этому была посвящена достаточно большая часть конференции зеленого движения - это вопросы охраны особо охраняемых природных территорий. Потому что, к сожалению, общественные организации больше внимания уделяют охране заповедников, заказников природных, чем само государство. Конечно, это неправильно и мы постоянно обращаем внимание государства на то, где и когда нарушаются режимы особо охраняемых природных территорий.

Любовь Чижова: Если подводить итоги конференции, на какие вопросы экологи больше всего обращали внимание?

Николай Рыбаков: Это подготовка к международным конференциям по изменениям климата, по подготовке посткиотского протокола, где общественные организации занимаются тем, что подталкивают само государство к участию в этом процессе, потому что государственные органы недостаточно активно принимают участие в этом процессе. Мы говорим о необходимости более активного внедрения альтернативных источников энергии в России, об атомной безопасности. Экологические организации, которые занимаются охраной животного мира, говорят о необходимости соблюдения режима в охраняемых природных территориях, заповедниках, заказниках. Большое количество организаций в России действующих экологических и поэтому, соответственно, большое направление работы экологов.

Любовь Чижова: Это было мнение Николая Рыбакова из центра «Беллона». Еще одна участница конференции «Зеленое движение России: экологические вызовы» Наталья Данилина из экоцентра «Заповедники» рассказывает о своей организации и делится впечатлениями от общения с коллегами…

Наталья Данилина: Организованы мы давно - в 96 году. Наша главная цель - это формирование в обществе понимания роли заповедных территорий, формирование их поддержки и экологическое просвещение.

Любовь Чижова: Наталья Романовна, что вы можете сказать о состоянии российских заповедников, как их охраняет экологическое законодательство, как к ним относятся сами люди?

Наталья Данилина: С одной стороны наше законодательство, казалось бы, очень строго должно охранять охраняемые территории, но само по себе законодательство не может охранять, охраняют люди. Охраняют, во-первых, те, кто непосредственно занимается этой работой на охраняемых территориях, охраняют власти, которые контролируют, чтобы соблюдалось законодательство, чтобы охраняемые территории занимались своим непосредственным делом - сохранением природы. И вот здесь есть постоянные проблемы, потому что у нас, это общеизвестная информация о том, что управление природоохранной деятельности в стране реорганизуется постоянно, наверное, почти ежегодно происходят изменения. А когда структуры, отвечающие за государственный контроль, за государственное управление, работают столь нестабильно, то очень трудно им выполнять свои функции. Поэтому вот это создает проблемы для успешной работы заповедных территорий, которые, тем не менее, держатся. Есть регионы, где региональные сети работают хорошо, есть сильные руководители, директора национальных парков, некоторых заповедников, которые научились, невзирая на все сложности, тоже успешно охранять территории и выполнять много функций, которые должны выполнять наши охраняемые территории.
Но в целом, я считаю, постоянно тревожное состояние, потому что я убеждена, что 12% территорий России, самых ценных в природном отношении, должны быть приоритетом государственной природоохранной политики. И пока этого не будет, будет очень неспокойно за их существование. Такие прецеденты, которые мы обсуждали на конференции, когда в регионе закрывают в Новгородской области часть охраняемых территорий. Это говорит о том, что нет четкого понимания, нет понимания, что это приоритет и что это, я бы сказала, каркас всей охраны природы.

Любовь Чижова: Наталья Романовна, а почему закрывают заповедники?

Наталья Данилина: Не заповедники, региональные охраняемые территории, заказники. Я думаю, что, во-первых, непонимание их ценностей, и когда одна власть не понимает ценности, то появляются люди, которые природными ресурсами хотят пользоваться.

Любовь Чижова: Или там собираются строить какие-то объекты, приносящие коммерческую выгоду, или просто вырубают леса?

Наталья Данилина: И то, и то происходит порой. Новгородский пример, конечно, для меня был очень сильный, когда сразу 10 региональных заказников закрыли. Сейчас, я надеюсь, может быть все-таки поймут региональные власти, что они совершили такую довольно серьезную ошибку, пока еще можно поправить.

Любовь Чижова: Но механизм борьбы за заказники, он существует? Что вы должны делать, вы должны куда-то писать, обращаться в природоохранные органы?

Наталья Данилина: Конечно. Это в первую очередь обращаться в природоохранные органы, обращаться с объяснением ситуации для руководителей региона, потому что, наверное, они не задумываются о таких действиях, когда непрофессионально срабатывают структуры. Для того, чтобы был реальный контроль ситуации и понимание значимости этих территорий. Действительно, нигде в мире за счет уничтожения территорий не решили ни одной экономической проблемы. Поэтому можно только потерять и нести колоссальные убытки в недалеком будущем.

Любовь Чижова: Участие в конференции «Зеленая природа России. Экологические вызовы» вашему центру и вам лично какую-то пользу принесло?

Наталья Данилина: Я не переоцениваю ее результатов в целом, но я считаю, очень важным, что люди, которые занимаются, встретились, поняли, что не один в поле воин, а очень много людей, которые обеспокоены и реально работают. И положительные результаты успехов, чего не так много, но есть, работа неправительственных организаций по охране природных, тоже очень важно, важно понять, в каком случае приходит успех. Поэтому, я думаю, что это было главное. Но что будут какие-то изменения и что будут действительно решены проблемы, которые подняли, в этом у меня уверенности нет, потому что может быть я постарше многих, кто участвовал в конференции. Но тем не менее, очень важно, что встретились и пообщались.

Любовь Чижова: Говорила директор экоцентра «Заповедники» Наталья Данилина. Российские экологи очень хотят, чтобы тревогу за состояние окружающей среды разделили с ними обычные россияне. Они напоминают данные ВОЗ, согласно которым, из-за болезней, вызванных плохой экологией , в России ежегодно погибает около 500 тысяч человек в год
XS
SM
MD
LG