Ссылки для упрощенного доступа

Даниил Дондурей: "Мне кажется, будет исторический съезд"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лейла Гиниатулина.

Михаил Саленков: Сегодня и завтра в Москве будет проходить чрезвычайный съезд Союза кинематографистов России. Он открывается сегодня в 11:30. Поводом для его проведения стало противостояние между нынешним руководителем организации Никитой Михалковым и Марленом Хуциевым, избранным в декабре 2008 года новым председателем Союза кинематографистов. Однако, как вы знаете, Пресненский суд Москвы позже признал съезд, где был избран Хуциев, нелегитимным. О перспективах нового съезда, моя коллега Лейла Гиниатулина беседовала с кинокритиком и редактором журнала "Искусство кино" Даниилом Дондуреем.

Лейла Гиниатулина: В понедельник и во вторник будет работать чрезвычайный съезд Союза кинематографистов России. Чего вы ждете от этого съезда?

Даниил Дондурей: Мне кажется, будет исторический съезд. К сожалению, от него ничего хорошего не жду. Это будет очень серьезный съезд, который касаться, конечно, будет не только кинематографа, но и всех творческих союзов. Дело в том, что они существуют с 1934 года и выполняли очень важную функцию - быть некоторыми посредниками между художником и государством. Это понимал даже Иосиф Виссарионович, который разрешил эту систему. Она существовала более 70 лет. Первые 50 лет очень эффективно работала. Творческие союзы защищали (изредка, но защищали) художника. Они доводили политику партии до каждого конкретного индивида. Они каким-то социальным обеспечением занимались. Они иногда инициировали правильные действия, правильные законы и много чего другого. В частности, например, Союз кинематографистов создал Московский фестиваль, который очень много сделал для пропаганды российского кино во всем мире.
И вот, мне кажется, что сейчас будет уже нанесен настоящий удар по этой системе. Она полностью потеряет какие-то содержательные функции. Конечно, за 11 минувших лет Никита Сергеевич не занимался совсем Союзом, не думал о его спасении. Спасение, конечно же, не связано с деньгами, не связано с собственностью, не связано с эксплуатацией помещений, зданий и земель, а с функциями. Будут ли кинематографисты противостоять каким-то неверным идеям государственной политики? Будут ли инициировать нужные законы? Бороться с пиратством? Обучать молодых людей за границей? Пропагандировать копродукцию и так далее? Ничем этим не занимался. В связи с этим, кинематографисты и выразили вотум недоверия лидеру Союза, который за 5 лет 3 года не появлялся в его стенах. Но у них не хватило политического ресурса, организационного ресурса, морального ресурса, идейного ресурса. Поэтому, я думаю, после этого съезда он практически распадется. Поэтому я смотрю на это с большой печалью.

Лейла Гиниатулина: Даниил Борисович, как вы считаете, как этот скандал может отразиться или уже отразился на состоянии современного российского кино?

Даниил Дондурей: Российское кино давно находится в очень большом экономическом кризисе, который каким-то образом камуфлировался за счет тучных нефтяных денег, увеличения возможности российских молодых зрителей развлекаться. В основном, кино было развлекательным. Мы потеряли качественную аудиторию. Мы не можем восполнять деньги. Мы не умеем прокатывать кино. Это просто умножит... Но когда все больные дети - это ведь очень плохо, но когда больные дети еще и дерутся друг с другом, то, я думаю, что ничего от этого не ждешь.
Кино находится в настоящем системном и многомерном кризисе уже несколько лет. И вот эти сладкие красивые цифры об увеличении объемов, они не должны вводить в искушение, думать, что все хорошо. А так как содержательно ни Михалков, ни те, кто противостоит ему, этим не занимались, и заниматься планируют только на словах... А ведь это же гигантская содержательная работа - спасать Союз или спасать кинематограф тем более! У нас в кинематографе такие дискуссии 10 лет не ведутся.
XS
SM
MD
LG