Ссылки для упрощенного доступа

Эстония отложила вхождение в еврозону


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн.



Кирилл Кобрин : В самом конце апреля правительство Эстонии официально заявило, что не намерено формально входить, как ранее планировалось, в так называемую «зону евро» 1 января 2007 года. Почему и как это скажется на отношениях Эстонии с Евросоюзом, о том, как относятся к введению евро соседи Эстонии - другие прибалтийские государства - мой коллега Ефим Фиштейн.



Ефим Фиштейн: В группе так называемых новых членов Европейского Союза, то есть в группе дести государств, вступивших в ЕС ровно два года тому назад, по вопросу о замене своих национальных валют единой европейской валютой - евро - нет и не может быть никакого единства. Одни страны как, например, Чехия, Венгрия или Польша по своим собственным соображениям откладывают вступление в еврозону на потом, другие намеревались сделать это в самые сжатые сроки. В число этих последних относилась до самого недавнего времени и Эстония, почему-то считая это вопросом национального престижа. Теперь, после заявления эстонского правительства, ясно, что единственным новичком, который реально введет у себя евро в первый день Нового года, будет Словения.


Наш корреспондент в Таллинне Николай Мейнерт объясняет, что же помешало столь успешной эстонской экономике выполнить взятые на себя обязательства.



Николай Мейнерт : Однозначно назвать отсрочку эстонским решением было бы слишком амбициозно. Решение принимается, как известно, в Брюсселе на основании жестких критериев, которым должна соответствовать экономика вступающей в еврозону страны. Это уж потом можно говорить, что мы там сами что-то порешали. Из пяти таких критериев Эстония не соответствует одному, но очень важному - допустимому уровню инфляции.


По требованию Евросоюза он не должен превышать 3 процента, а в Эстонии превышает где-то эдак на полпроцента. Положение обещают исправить в течение первого полугодия 2007 года, когда по прогнозам Банка Эстонии, инфляция снизится до нужных 3 процентов. После этого с 1 января 2008 года можно смело вводить евро и наращивать инфляцию, которая по тем же прогнозам в середине 2008 достигнет аж 3,7 процента. Этому тоже имеются свои объяснения. Чтобы снизить уровень инфляции, решено на год отсрочить введение запланированных акцизных налогов на сигареты и алкоголь и подсократить некоторые бюджетные расходы. Зато, проскочив нужный барьер, можно будет оттянуться по полной программе, в том числе и с теми же акцизами.


Как в Эстонии относятся к вожделенному евро? Понятно, что неоднозначно. Специалисты, политики и журналисты большей частью стоят на стороне европейской валюты и отсрочку воспринимают с большим сожалением. А быть европейской страной без евро нынче в Восточной Европе не модно. Поэтому лучше как все, тем более, вместе с соседями финнами, где евро уже давно в ходу.


Разумеется, находятся и скептики, в основном из числа тех, кто слишком дорожит портретами эстонских выдающихся личностей на относительно недавно (всего 1,5 десятка лет) вновь обретенных национальных купюрах. Кроме того, многие опасаются, оглядываясь на опыт вошедших в еврозону стран, бурного скачка цен, которым сопровождалось введение единой валюты. Но к их мнению прислушиваются постольку поскольку, ибо никаких референдумов не планировалось и планируется. А специально обученные люди в парламенте сами знают, что надо и что не надо принимать.



Ефим Фиштейн: Государства Балтии, вступившие в ЕС в один и тот же день два года назад, в вопросе о введении евро до сих пор проявляли большое рвение. Можно сказать, что они шли в связке. Соседняя Латвия все еще не отказалась от своего намерения стать членом еврозоны 1 января 2008 года. Не повлияет ли нынешнее решение Эстонии на позицию правительства Латвии? Такой вопрос я задал президенту рижской компании Рагех Asset Management Робертсу Идельсонсу.



Робертс Идельсонс : В принципе, ситуация в Латвии довольно похожа на ситуацию в Эстонии за тем исключением, что наши политики и должностные лица пока соответствующие заявления не сделали, хотя всем, в принципе, давно уже понятно, что вступление в еврозону в 2008 году это иллюзия. Она не достижима. С другой стороны, на самом деле, вступление в еврозону это опять-таки политическое решение Европейского центрального банка. Даже при условии того, что мы соответствуем всем критериям, это еще не является 100-процентной гарантией того, что балтийские страны вступят в еврозону. Нам здесь в Parex кажется, что раньше 2010 года это достаточно нереально было бы ожидать в данный момент.



Ефим Фиштейн: Как выясняется, эстонцы намерены снизить показатель инфляции путем чисто учетных операций. А затем после получения согласия Брюсселя на введение единой валюты, снова раскрутить инфляционную спираль. Насколько согласуется такой подход с этикой бюджетной дисциплины, которую проповедует Европейский Союз? Мнение видного латвийского банкира Робертса Идельсонса.



Робертс Идельсонс : Во-первых, мне кажется, что ставить вступление в еврозону такой самоцелью абсолютной, ради этого жертвовать экономическим ростом или рисковать долгосрочными темпами развития экономики было бы неправильно. Поскольку эффект от вступления в еврозону, конечно, позитивен, но не столько большее, чтобы ради этого идти на какие-то экстраординарные меры. Пока что консенсус здесь такой, что никаких таких мер специально для ограничения инфляции вводиться не будет. Мы сейчас переживаем такой момент, когда зарплаты и цены растут и стремятся к уровню европейских зарплат и цен. Поэтому этот процесс надо просто пережить, пройти через него. Он завершится сам собой, в конце концов.


Единственный такой момент, что, естественно, если Эстония вступит в еврозону, а Латвии не будет в евро, то это немножко подорвет единство всех трех балтийских стран, единство этого региона для западных инвесторов. Конечно, это сделает Эстонию более привлекательным объектом для инвестиций. Но это, конечно, надо принимать во внимание, хотя вступит Эстония в еврозону или нет раньше Латвии, пока открытый вопрос. Я думаю, на самом деле, что это произойдет одновременно.



Ефим Фиштейн: Если в результате все же евро в странах Балтии будет введено где-то на переломе 10-летия, правы окажутся те центральноевропейские экономисты, которые с самого начала ставили перед собой именно такие сроки вхождения в еврозону.



XS
SM
MD
LG