Ссылки для упрощенного доступа

В Лондоне состоится первая личная встреча Обамы и Медведева


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.

Марк Крутов: Сегодня в Лондоне состоится первая личная встреча президентом США и России Барака Обамы и Дмитрия Медведева. О ее значении в интервью Радио Свобода рассказал эксперт, политолог Центра Карнеги Мария Липман.

Мария Липман: Значение достаточно велико, поскольку предыдущая администрация закончилась резком ухудшением российско-американских отношений. Они, собственно, ухудшались на всем протяжении этой второй американской администрации, но в последний период и вокруг войны с Грузией уже это достигло стадии просто конфронтации, во всяком случае, в риторической сфере, когда каждая страна стремилась не пропускать ни одного удара, ответить на резкое высказывание еще более резким. И этот обмен взаимными оскорблениями и жесткостями завершил администрацию президента Буша. С возникновением новой администрации возникают, так казалось с того момента, как Обама был избран, новые возможности, если не для улучшения, то, по крайней мере, для какого-то пересмотра того состояния, в котором оказались отношения между странами. И важно было, чтобы эта возможность была не упущена. И первая встреча двух президентов - российского и американского - как раз и станет проверкой, будет ли этот шанс каким-то образом использован.

Любовь Чижова: Действительно ли может случиться перезагрузка российско-американских отношений, о которой так много в последнее время говорится? И что для этого нужно?

Мария Липман: Вот это уже вопрос более глубокий и более сложный. Если на словах, в том, что касается тона, в том, что касается атмосферы, изменения налицо - достаточно обратить внимание на то, в какой атмосфере проходила встреча министра иностранных дел России и госсекретаря Соединенных Штатов, и в особенности, как это освещалось государственным российским телевидением, которое в предшествующий период стало просто проводником и таким рупором антиамериканизма в России, то в области содержательной проблемы слишком серьезные и слишком глубокие, чтобы можно было говорить, что первая встреча двух президентом ознаменуется каким-то прорывом. Самая главная проблема - это даже не те вопросы и те разногласия, местами практически не разрешимые на сегодняшний день, которые две страны разделяют, самое главное, на мой взгляд, это атмосфера глубочайшего недоверия.

Любовь Чижова: Главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов полагает, что на первой встрече президенты России и США обсудят проблемы, видение которых у стран одинаковое. В частности, по мнению эксперта, будет продлен договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, срок которого истекает в конце этого года. Продолжает Федор Лукьянов...

Федор Лукьянов: Сам факт того, что встреча первая, и определяет ее значение. Для того, чтобы развивать какую-то политическую линию в отношении друг друга, желательно не в душу, конечно, заглядывать, как президент Буш делал, но, по крайней мере, ощутить партнера и попытаться понять, как он настроен. И в этом смысле первая встреча очень важна, хотя личные отношения между двумя президентами, как бы они не сложились, я бы не стал переоценивать. Опять-таки, опыт Буша и Путина, которые как бы были друзьями, как нам говорили, если это правда, то на межгосударственные отношения это никак не повлияло, потому что они стали под конец чуть ли не враждебными.

Любовь Чижова: Какие вопросы должны, по-вашему, обсудить президенты?

Федор Лукьянов: У меня ощущение, что с обеих сторон весьма прагматичный подход. Начать надо с тех вопросов, по которым возможно достигнуть относительно быстрый прогресс. Таких вопросов, на мой взгляд, два. Это договор по стратегическим наступательным вооружениям, который истекает в конце этого года, и нет разногласия относительно того, что этот договор надо продлить. А вторая тема, которая, на мой взгляд, имеет потенциал для относительного успеха, - это Афганистан, поскольку объективно никаких противоречий между Россией и США там нет. Возвращение к власти талибов не радует никого. Всех, скажем так, в разной степени не радует, но тем не менее базовый подход, интересы, как минимум, не противоречат друг другу, вполне совместимы.

Любовь Чижова: Мировой финансовый кризис накладывает какой-то отпечаток на российско-американские отношения? Будут ли эти вопросы обсуждаться, как вы думаете?

Федор Лукьянов: Я думаю, что эти вопросы будут затронуты, но обсуждаться не будут, потому что не очень понятно, что, собственно, обсуждать в формате Россия-США. Россия не относится к числу экономик, мнение которых в сегодняшней ситуации может быть определяющим. Так что я думаю, что здесь как раз в формате "двадцатки" - да, а на двухстороннем уровне - нет. Но кризис, конечно же, влияет на отношения, поскольку заставляют обе стороны очень четко выбирать приоритеты. Это очень заметно по Соединенным Штатам, то есть совершенно изменился сам подход к международным проблемам, он предельно прагматичен. С российской стороны, амбиции, которые очень сильно раздулись в эпоху нефтегазового бума, мне кажется, тоже довольно сильно съежились. В результате общее взаимопонимание имеет шанс возрасти.
XS
SM
MD
LG