Ссылки для упрощенного доступа

Чемпионат мира по футболу в Германии пройдет без гала-церемонии открытия


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Никита Татарский: На этот раз в рубрике "Истории Запада и Востока" репортаж из Германии. Это история несостоявшегося футбольного праздника. До сих пор чемпионаты мира по футболу обходились без гала- церемонии открытия, как на О лимпийских играх. Попытка сломать традицию в Германии, где 9 июня стартует новый мировой футбольный чемпионат, к сожалению не удалась.


Об этой неудаче, оплаченной 10 миллионами евро ФИФА , и об авторе, придумавшем несостоявшийся праздник, австрийском шоумене Андре Хеллере, расскажет корреспондент Радио Свобода в Германии Юрий Векслер.



Юрий Векслер : В молодости поэт, автор и исполнитель песен, а в дальнейшем мастер соедин е ния разных жанров в единые уникальные шоу Андре Хеллер , среди прочего , окрылил когда-то музыкантов из России Сергея Эрденко, Олега Пономарева и Вадима Кулицкого из трио „Лойко“, сделав из звездами своего цыганского шоу " Магнетен " (" Магниты ").


У Андре Хеллера было всегда много идей …


Однако предполагавшееся шоу Хеллера - открытие чемпионата в Берлине - по решению ФИФА был о отменено. Официальная причина - возможный ущерб газон у, который мог не восстановиться после церемонии к матчу Бразилия-Хорватия. Но б ыла ли это причина истинной?


О том, что, возможно, потеряли зрители, рассказывает он сам - Андре Хеллер ...



Андре Хеллер: Во-первых , это не обычное место. Это олимпийский стадион Гитлера, на котором Лени Рифеншталь сняла свой , на мой взгляд ужасны й и страшный , фильм, прославив псевдокрасоту и псевдосовершенство. Надо было найти ответ - на том же месте. И нельзя было увиливать от этого ответа.



Юрий Векслер: К ак, какими средствами и в каких формах он готовил свой ответ, он рассказал ...



Андрей Хеллер: Мы собирались предложить публике визуальный прыжок в те времена "б ольшого п орядка " . Для этого мы собирались превратить все поле в огромный телеэкран, составленный из 25 тысяч малых, управляемых компьютером экранов. Этот мегаэкран, на котором возникали бы кинокадры, телеизображения, рисунки и многое другое, сам был бы сценой, поднимающейся к финишным воротам марафонского бега Олимпиады 1936 года. Проекции возникали бы и на нависающей над стадионом крыше. В программе должны были участвовать великий рок-музыкант Питер Гэбриэл , написавший к шоу 90 минут музыки, " черный бриллиант " оперной сцены , певица Джесси Норман, китайский пианист Ланг-Ланг и многие другие, а также 7000 статистов в специальных световых костюмах, меняющихся также по приказам комп ью тера. Кажется, что доминировать должна была техника, но - это не так. Она должна была работать на рассказ о Германии, о Берлине и о стадионе. Перед зрителем д олжна была возникнуть немецкая история с ее взлетами и падениями...



Юрий Векслер: Первоначально идея гала-открытия была высказана в оргкомитете чемпионата, в свите кайзера немецкого футбола Франца Бекенбауэра, н о открытие намечалось в Мюнхене, где есть два стадиона и где "газонная проблема " ислючалась как факт. На следующем этапе вмешалась большая немецкая политика. Министр спорта и внутрених дел Отто Шили сказал, что такое открытие - дело общегерм а нское , и оно должно проходить в Берлине , и предложил профинансировать шоу из госбюджета. Его поддержал Герхард Шредер. Тогда президент ФИФА Зепп Блаттер произнес свое веское слово и дал согласие на шоу при условии, что оно будет проходить от имени ФИФА, которая сама все и оплатит. Он добавил при этом, что не хотел бы примешивать к футболу политику. Затем на пресс-конференции в начале этого года Блаттер представил полную программу чемпионата, включая гала-открытие . Но презентация самого шоу для руководства ФИФА была организована позднее , и именно после нее возникла проблема травы. Теперь, если сопоставить намерение Хеллера ответить Лени Рифеншталь и нежелание Блаттера примешивать политику, то напрашивается вывод, что трава была все же только поводом.


К тому же менедж еры явно ошиб лись с ценой билет ов на открытие. Для сравнения, если билеты на шоу Робби Уильямса, например, продавались в Берлине за 88 евро, то самый дешевый билет на открытие чемпионата мира по футболу стоил 100 евро, хорошие места продавались по 432 евро, а лучшие - и вовсе по 750 евро. Немудрено, что продажа шла плохо и грозила скандалом и позором. Так что все оказалось против Андре Хеллера. Удалось ли ему пережить поражение ?



Андре Хеллер: Все кончилось и я радуюсь тысячам других вещей в моей жизни. Но было некое предчу в ствие (и это интересно в ретроспективе) , ч то-то во мне говорило: " Делай нечто масштабное параллельно " . Это было цирковое шоу " Африка, Африка " . Это почти извращение, что я так решил, ведь любой имел право мне сказать: " Ты что, с ума сошел, тебе мало что ли? " И это была тоже огромная работа, и она удалась. И теперь у меня нет того горького разочарования, как если бы я два года моей жизни потратил неивестно на что .



Юрий Векслер: Show must go ("шоу должно продолжаться"), и Андре Хеллер продолжает свой путь шоумена. Закончить эту историю мне хотелось бы цитатой о футболе - опять- таки из Андре Хеллера, который сказал в одном из интервью : " При з наюсь, я ран е е недооценивал силу футбольного излучения. Теперь же я вижу в нем отблеск любви и эротики. Я вижу два часа страсти в выходной день с пятью днями ожидания и пред ы гры и долго длящимся после дрожи оргазмом » .


XS
SM
MD
LG