Ссылки для упрощенного доступа

«Пророк Мохаммед обращался к византийскому императору в похожих выражениях»


В думах о вечном
В думах о вечном

Эксперты продолжают анализировать преданное гласности послание иранского президента своему американскому коллеге. Они называют письмо пропагандистской акцией, которая не имела ничего общего с намерением ослабить напряженность вокруг ядерных программ Тегерана. Сам же Махмуд Ахмадинеджад, по их мнению, подражает сразу духовному лидеру исламской революции 1979 года аятолле Хомейни, легендарному предводителю мусульман Саладину и даже пророку Мохаммеду.


В нынешнем мире многостраничное послание лидера одного государства другому – вещь редкая. Сложно представить себе, например, как Жак Ширак отправляет пухлое письмо Тони Блэру с предложением присоединиться к Шенгенской зоне или ввести в Великобритании евро. Дипломатия делается иным способом, с помощью долгих переговоров, отвлекающих маневров, кампаний в прессе. Но цель иранского президента была совсем иной – это становится ясно из анализа текста его послания Джорджу Бушу.


Письмо начинается с постановки проблемы: Ахмадинеджад намерен обсуждать не частности, не кризис вокруг ядерной программы Тегерана, а всю систему миропорядка: «С некоторых пор я размышляю о том, каким образом можно оправдать существование глобальных противоречий в мире. Их постоянно обсуждают, особенно на политических форумах среди студентов. Многие вопросы продолжают оставаться без ответов. Это подвигло меня к тому, чтобы обсудить существующие противоречия в надежде на возможность разрешить их».


Любопытен сам тон письма – это обращение не одного президента к коллеге, а скорее одного лидера мирового масштаба другому. Судя по всему, иранский президент считает себя ответчиком и наставником всего мусульманского населения планеты и в этом качестве готов на равных разговаривать с предводителем западного мира - американским президентом. То, что Махмуд Ахмадинеджад видит себя именно «наставником», даже «учителем», подтверждается неоднократным упоминанием «студентов», и вот этой фразой: «Господин президент, вам может быть известно, что я учитель. Мои ученики спрашивают меня, как все эти действия могут соотноситься с ценностями, указанными в начале письма, а также с традицией Иисуса Христа, посланника мира и прощения?»


Эксперты считают, что Ахмадинеджад пытается идти по стопам духовного лидера исламской революции в Иране 1979 года аятоллы Хомейни, который, как известно, в свое время направил личное послание Михаилу Горбачеву. Если посмотреть на этот документ исторически, то столетия назад подобные послания писали друг другу монархи на Западе и на Востоке. Учитывая постоянные заявления исламских экстремистов, что Запад ведет сейчас новый крестовый поход против ислама, подобное послание мог написать Саладин английскому королю Ричарду Львиное Сердце. По словам профессора Тегеранского университета Садеха Зибакалама, при развитом воображении письмо иранского президента «можно сравнить с письмами, которые пророк Мохаммед послал византийскому императору и другим правителям его времени, предлагая им обратиться в ислам».


В послании названы и кратко рассмотрены основные проблемы современного мира, которые Ахмадинеджад видит сквозь призму противостояния мусульманского мира (или всего «третьего мира») и либерального Запада. Первое из противоречий, идеологическое, даже религиозное, причем существующее внутри самого Запада. С точки зрения иранского президента, имеется непримиримый конфликт между христианскими и либеральными ценностями, между учением Христа и внешней политикой США и их союзников.


«Может ли одно и то же лицо быть последователем Иисуса Христа, посланца Божьего, чувствовать себя обязанным соблюдать права человека, считать либерализм лучшей моделью для цивилизации, декларировать свое неприятие распространения ядерного оружия и оружия массового уничтожения, сделать своим девизом "войну с террором", а также, наконец, работать над созданием объединенного мирового сообщества, сообщества, которое когда-нибудь возглавит сам Христос и лучшие из людей…
Но в то же время нападать на другие страны. Убивать людей, уничтожать их имущество, сжигать дотла деревни и города при малейшем подозрении, что среди жителей есть несколько преступников?»


Главные претензии иранского президента к США и всему западному миру известны. Прежде всего, это война в Ираке, где действия американских войск и их союзников описаны в таких выражениях: «убить около ста тысяч человек, уничтожать водные ресурсы, сельское хозяйство и промышленность страны, оккупировать ее при помощи 180 тысяч солдат, разрушать дома граждан и их святыни, отбросить страну на пятьдесят лет назад из-за того, что ее правители могли прятать оружие массового уничтожения?»


Среди других обвинений, выдвигаемых автором послания – нарушение Соединенными Штатами прав человека в ходе «войны с международным терроризмом», и поддержка Израиля. Здесь иранский президент повторил все основные свои претензии к еврейскому государству, вновь усомнился в реальности Холокоста и заявил, что «рационально» объяснить «феномен Израиля» невозможно.


Только после этого Махмуд Ахмадинеджад переходит, собственно, к кризису вокруг иранской ядерной программы: «Почему любое научное или технологическое достижение в ближневосточном регионе сразу объявляется опасностью для сионистского режима? Разве не все народы имеют право на научные исследования? Вы знакомы с историей. Кроме эпохи средневековья, когда еще научно-технический прогресс считался преступлением? Может ли возможность использования достижений науки в военных целях являться причиной, достаточной для того, чтобы полностью отвергать науку и технологию? Если это предположение справедливо, значит, необходимо противостоять всем научным дисциплинам, включая физику, химию, математику, медицину, инженерию». Никаких конкретных предложений по разрешению конфликтной ситуации с письмо не содержит.


Иранский президент пытается выступить от имени всего «третьего мира», включая Латинскую Америку и Африку. Здесь его риторика очень напоминает риторику западных леваков, антиглобалистов и левых режимов в Венесуэле, Боливии и на Кубе:


«Господин президент, разве латиноамериканцы не имеют права спросить, почему вы противостоите избранным ими правительствам и поддерживаете заговорщиков? Почему они постоянно должны слышать угрозы и жить в страхе? Люди Африки трудолюбивы, талантливы и способны к творчеству. Они могут играть важную роль, внося свой вклад в материальный и духовный прогресс человечества. Бедность мешает им в этом. Разве не имеют африканцы права спросить, почему их огромные богатства, включающие полезные ископаемые, в которых они нуждаются больше других, подвергаются разграблению?»


Впрочем, письмо Ахмадинеджада содержит не только обвинения и упреки, в нем есть (если это можно так назвать) и конструктивные предложения. Под конец тон послания вновь становится торжественным. Это действительно напоминает стиль обращения Мохаммеда к византийскому императору: «Либерализм и демократия западного образца не смогли реализовать идеалы человечества. Сегодня обе этих идеи провалились. Те, кто может смотреть в будущее, уже слышат звуки крушения идеологии либеральных демократических систем. Мы все больше видим, что люди по всему миру обращаются к всемогущему Богу. Несомненно, через веру в Бога и учения пророков, люди решат свои проблемы. Мой вопрос вам: Хотите ли вы присоединиться к ним?»


Едва ли иранский президент рассчитывал, что Джордж Буш послушается этого призыва и присоединиться к «клерикальному интернационалу», который, по мнению Ахмадинеджада, должен решать судьбы мира. Цель этого письма – сугубо пропагандистская. Как говорит тегеранский профессор Садех Зибакалам,


«Если бы у этого письма была конкретная цель, его содержание и тон были бы совершенно иные. Поэтому, я не думаю, что его можно расценивать иначе, как пропагандистский маневр. Не думаю, что господин Ахмадинеджад и его окружение, которым пришла в голову идея написать это послание, ожидали чего-то большего. Не думаю, что они ожидали какой-то конкретной реакции Запада».


Профессор Зибакалам оказался прав. Джордж Буш проигнорировал письмо иранского президента, заявив лишь, что в нем нет никаких реальных предложений по разрешению кризиса. Времена пророков прошли.


XS
SM
MD
LG