Ссылки для упрощенного доступа

Годовщина кровавых событий в Андижане


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий.



Кирилл Кобрин : Ровно год назад в узбекском городе Андижан военные подавили массовые акции протеста. До сих пор не установлено точное количество убитых: называют разные цифры - от 500 до нескольких тысяч. Власти Узбекистана приняли все меры, чтобы скрыть правду о кровавой трагедии. Тему продолжит мой коллега Андрей Бабицкий.



Андрей Бабицкий: В эти дни в Европе отмечают годовщину андижанской трагедии. О событиях годовой давности в узбекском городе Андижан сегодня известно довольно много, хотя до сих пор всей правды не знает никто. Неизвестно сколько именно людей было убито узбекскими военными. Цифры, которые называют официальные власти, доверия не вызывают. Неизвестно, кто же на самом деле стоял за этими событиями, каковы были механизмы, приведшие в движение мятежников. Однако постепенно общая картина и масштаб трагедии становятся все более очевидными.


Вчера правозащитная организация Human Rights Watch представила в Брюсселе доклад под названием "Андижанская бойня. До правосудия также далеко как и год назад". Это было сделано на "круглом столе" "Андижан - год спустя", организованном Европейским парламентом. Но к этому событию я еще вернусь. Для начала репортаж корреспондента Узбекской службы Радио Свобода Абдуллы Искандара о митинге протеста, который прошел сегодня в Брюсселе перед посольством Узбекистана.



Абдулла Искандар : 12 мая в Брюсселе перед посольством Узбекистана прошел митинг. Митинг организовали несколько организаций сразу - это "Матери против насилия", организация "Демократический Узбекистан", которую организовали бывший узбекские граждане, беженцы, демократическая партия "Эрк". Председатель партии "Эрк" тоже был среди демонстрантов.


В митинге участвовали примерно 55 человек (я считал), потом еще подошли. Очень мирно они скандировали: "Андижан, Андижан, Андижан". Их основными лозунгами были "Узбекистан без Каримова!", "Каримова под суд!", "Европейской Союз не для преступников!", "Все чиновники Узбекистана должны зарегистрироваться, как преступники, и не должны попасть в Европейский Союз!". Были полицейские машины. Они контролировали. Митинг был разрешен. Бельгийские власти разрешили этот митинг.


В этот день узбекское посольство было закрыто, но они снимали видео, что происходило перед посольством. Они сначала скрыто снимали. Потом им, наверное, было интересно, они начали демонстративно снимать. Поэтому несколько узбеков покинуло ряды этих демонстрантов. В основном, были мирные лозунги, чтобы Узбекистан был без Каримова, к ответу тех, кто убивал в Андижане детей, матерей и так далее.



Андрей Бабицкий: Что же происходило год назад в Андижане? Непосредственным поводом к событиям послужил многомесячный процесс над 23 бизнесменами, которых обвинили в создании экстремистской религиозной группы.


12 мая ночью, за день до того, как должен был быть оглашен обвинительный приговор, толпа вооруженных людей напала на армейскую казарму и захватила городскую тюрьму, освободив обвиняемых, а заодно и тех, кто там содержался. На следующий день было захвачено здание местной администрации в центре города. Ранним утром 13 мая тысячи людей, по большей части, невооруженных, среди которых были и некоторые бежавшие из тюрьмы заключенные, собрались на центральной площади. Многие взывали к справедливости и требовали покончить с бедностью.


По рассказам очевидцев, на протяжении дня сотрудники правоохранительных органов несколько раз открывали неизбирательный огонь по толпе, убивая и раня демонстрантов. Ряд людей оказались в заложниках, будучи захваченными мятежниками. Некоторые из заложников подверглись жестокому обращению, а впоследствии были использованы в качестве живого щита. С наступлением вечера силовые структуры окружили демонстрантов и открыли беспорядочный огонь по собравшейся на площади толпе. Стреляли по убегающим людям. Погибли сотни человек.


Как это было - вспоминала на вчерашнем "круглом столе" журналист Галима Бухарбаева, которая оказалась свидетельницей расстрела.



Галима Бухарбаева : После 5 часов, когда огромнейшая демонстрация продолжалась на главной площади имени Бабура в Андижане, появилась колонна БТРов. И без предупреждения БТРы и солдаты, которые сидела на этих БТРах, открыли огонь по толпе. Я смогла убежать с площади после третьей атаки БТРов. Эти БТРы не останавливались, а проезжали вдоль площади и обстреливали толпу. Медленно ехали и обстреливали всех, убивая ряд демонстрантов за другим.



Андрей Бабицкий: Корреспондент Немецкой волны Виталий Волков заявил на "круглом столе", что располагает сведениями об участии в организации мятежа узбекских силовых структур.



Виталий Волков : По нашим сведениям, которые мы получили от наших источников в СНБ Узбекистана, к тюрьме пришли в качестве руководителей толпы сотрудники спецотдела СНБ местного андижанского, которые занимаются, курируют спецучреждения такие, как тюрьма. Поэтому руководство местной охраны хорошо их знало и открыло ворота тюрьмы. Это было фактически их не начальство, но надзорная инстанция.


По информации, которую мы имеем из источников в узбекском СНБ, причем это достаточно высокопоставленные люди, речь идет о том, что власти, правда, неизвестно заранее они готовились или это была импровизация, но это была провокация, по крайней мере, связанная с тюрьмой. За эту провокацию, насколько мы знаем, жертвой пали не только мирные жители, в частности, пал глава МВД Узбекистана Закиржон Алматов, который, по нашей информации, в течение некоторого времени руководил процессом переговоров с населением, желавшим освободить бизнесменов, которые содержались в тюрьме, и обещал им вывод людей в Киргизию без жертв, без расстрела. За это он был "съеден" Рустамом Инаятовым. Это та информация, которую мы собрали на сегодняшний день по этому конкретному моменту. Есть много источников, которые это подтверждают, в том числе и источники в самом СНБ, не говоря уже об МВД.



Андрей Бабицкий: Галима Бухарбаева считает, что эта гипотеза не противоречит общей картине трагедии и согласуется с имеющейся информацией.


Андижанская трагедия стала переломной в судьбе Узбекистана. Именно после нее президент Ислам Каримов, отвергнув требования о проведении открытого международного расследования, фактически прервал отношения с западными странами и развернул масштабную кампанию репрессий против оппозиции, СМИ и правозащитников внутри Узбекистана.



XS
SM
MD
LG