Ссылки для упрощенного доступа

Виталий Портников: "Павлокома примирения"


Виталий Портников
Виталий Портников
Президенты Польши и Украины Лех Качиньский и Виктор Ющенко встретились в польском селе Павлокома под Пшемышлем, чтобы почтить память 366 этнических украинцев, убитых здесь в конце Второй мировой войны солдатами Армии Крайовой и местными жителями в отместку за убийство 11 поляков бойцами Украинской повстанческой армии.

Одна из трагических страниц военной истории до сих пор не выглядит перевернутой, даже после встречи президентов и открытия памятника погибшим мирным жителям села. Польские и украинские газеты осторожно пишут о «попытке» примирения и объединения. У каждой стороны – свои претензии: в Польше вспоминают, что украинцы могли бы открыть не один такой мемориал в местах массового уничтожения польского населения (собственно, один действительно был открыт в украинском селе Павловка еще в 2003 году). Украинцы говорят о редактировании мемориальных табличек и самого содержания траурной церемонии польской стороной. И о появлении «контрпамятника» полякам – жертвам украинских националистов. При том, что на памятнике украинцам ни о каких польских националистах не было, разумеется, ни слова.

По сути, повторилось то, что несколько лет назад можно было наблюдать в городке Едвабно, ставшем местом одного из последних еврейских погромов в польской истории. Власти в Варшаве старались сделать все возможное, чтобы перевернуть страницу – несмотря на очевидное сопротивление огромной части общества. В результате извинившийся перед евреями за участие поляков в погроме президент Польши Александр Квасьневский оказался под настоящим артиллерийским обстрелом защитников «настоящей» Польши.

Президент Лех Качиньский, говоривший на церемонии о славной истории двух соседних народов, извиняться, разумеется, ни перед кем ни стал – не тот коленкор. Зато репутация защитника «настоящей» Польши помогла президенту предотвратить готовившиеся демонстрации протеста союзников по правящей коалиции – а то было бы совсем не удобно перед высоким гостем из Киева. И церемония состоялась – пускай без извинений, но хотя бы с признанием того очевидного факта, что невинные старики, женщины и дети в Павлокоме действительно погибли.

Но эта же церемония – в ее нынешнем формате, показывает, насколько непростым материком оказывается Восточная Европа, как мертвые тянут живых, а живые не хотят просить прощения у мертвых… Оказывается, одно дело всенародно поддерживать «оранжевую революцию» в соседней стране и совсем другое – попросить прощения за убийство соотечественников героев этой самой революции в маленьком польском селе. Или – наоборот – одно дело восклицать, что вместе с поляками – в Европу, а совсем другое – согласиться с восстановлением аутентичных надписей на львовском «Кладбище орлят», признав тем самым, что древний город был центром не только украинской, но и польской государственной и культурной истории.

Конечно, можно надеяться на то, что для молодых людей все это уже прошлое из архивов. Но людям старшего поколения – и тем политикам, кто делает капитал на их боли – все еще кажется, что все это случилось вчера.
XS
SM
MD
LG