Ссылки для упрощенного доступа

Opus Dei молится за создателей «Кода да Винчи»


Андрей Букалов: «Покойный папа Войтыла, хотя и был человеком очень смелым, реформатором церкви, но по отношению к Opus Dei он вел себя очень осторожно»
Андрей Букалов: «Покойный папа Войтыла, хотя и был человеком очень смелым, реформатором церкви, но по отношению к Opus Dei он вел себя очень осторожно»

На открытии Каннского фестиваля состоялась премьера фильма «Код да Винчи», поставленного по одноименному бестселлеру, ставшему уже скандальным. Версия истории Иисуса Христа, христианской церкви и некоторых католических организаций изложена в книге и фильме таким образом, что верующие христиане (и не только они) остаются, мягко говоря, в недоумении. Съемки картины сопровождались небольшими стычками между продюсерами и представителями христианских церквей в Великобритании, а национальные премьеры и дальнейший прокат явно не пройдут без протестов. Любопытно, что свое осуждение «Кода да Винчи» высказали не только католики, православные и протестанты; о протесте заявляют и некоторые мусульмане.


Алексей Букалов, специалист по ватиканской политике, так объясняет, почему именно «Код да Винчи» — в сравнении с другими попытками интерепретации библейского сюжета — вызвал такую ожесточенную критику: «Я думаю, главную роль сыграла мишень, которую выбрал Дэн Браун для критики в своей книге. Присутствует описание секты, он ее называет Opus Dei — это прелатура влиятельная католическая, а он ее называет — секта, которая скрывает фундаментальную истину об истоках христианства. Попадание было абсолютно в точку, потому что, действительно, Opus Dei — это не просто могущественная, а я бы даже сказал вездесущая католическая организация, которая сейчас имеет своих представителей абсолютно во всех эшелонах церковной власти, я имею в виду Римской католической церкви. Глава католической организации Opus Dei Хавьер Родригес заявил, что он не читал бестселлер Дэна Брауна, но каждый день молится за его автора и за создателя одноименного фильма. Это, казалось бы, парадоксальное заявление, но на самом деле за ним глубокая традиция: молятся обычно за грешников, за их спасение. Особенно разозлило представителей этой организации то, что режиссер, снявший фильм "Код да Винчи", отказался сопроводить фильм вступительным замечанием, где должен был бы объяснить, по их мнению, что сюжет является плодом воображения и не имеет претензий на историческую истину».


— Верно ли понимание, что такую позицию Ватикана обеспечило, скажем так, лоббирование оппозиции, представителей Opus Dei, которые работают в каких-то структурах католической церкви? Что это за штука такая, этот орден меченосцев внутри Святого тела церкви?
— Я даже бы сказал, что это и есть сама верхушка церкви. Это как бы самая боевитая часть руководства католической церкви. И никто не может себе позволить не соотносить свои действия с той точкой зрения, которую занимает Opus Dei, большинство просто людей, которые двигают эту машину, называемую правительством Святого престола, они просто являются прелатами этой организации. И Opus Dei — это неофициальный орден, поэтому они как бы не обязаны себя представлять таким образом. Просто в процессе поездок папы, когда разговариваешь с папским окружением, выясняется — один, второй, третий. Просто это не принято обсуждать, понимаете, это как бы принадлежность к такой касте, о которой не принято говорить.


— Это каста политиков? Это каста, представляющая идеологическое течение? Ревнители девственности католической церкви? Чего они хотят?
— Они внутри церкви, они не политики. Это не значит, что они священники, но они могут действовать в ключевых направлениях. Во всяком случае, покойный папа Войтыла никогда себе не позволял, хотя он человеком был очень смелым, реформатором церкви, но по отношению к Opus Dei вел себя очень осторожно. Opus Dei сейчас представляет себя как защитника Римской католической церкви. Сейчас в мире примерно одинаковое количество приверженцев Римской католической церкви и ислама, но ислам значительно большими темпами прирастает числом своих приверженцев. И вот такого рода противостояние, не будем называть его столкновением цивилизаций, беспокоит, конечно, Рим, и водораздел происходит именно там, а не в противоречиях между разными христианскими церквами.


XS
SM
MD
LG