Ссылки для упрощенного доступа

Черногория готовится к рефередуму по вопросу об отделении от Сербии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Айя Куге и Андрей Шарый.



Андрей Шароградский: В Черногории закончилась политическая кампания по подготовке к референдуму о независимости. В воскресенье граждане республики с населением меньше 700 тысяч человек проголосуют в поддержку или против идеи выхода из государственного союза с Сербией. Условия референдума определены Европейским Союзом. Чтобы Черногория стала самостоятельной, сторонникам суверенитета нужно получить поддержку не менее 55 процентов принявших участие в голосовании граждан. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Сербии и Черногории Айя Куге.



Айя Куге: Атмосфера перед референдумом похожа на атмосферу перед важным футбольным матчем. По черногорским городам кружат колонны автомашин с флагами, звучат песни болельщиков «за» и «против» независимости. Одни поют о Сербии, другие - о самостоятельной Черногории. На майках сторонников независимости надпись : «За Черногорию, которую любим - ДА!!!». На майках сторонников союза с Сербией: «Сердце говорит - НЕТ!!!».


Черногория расколота. Сторонники двух путей политического развития республики даже кафе себе выбирают разные. Однако, вопреки ожиданиям, серьезных инцидентов не было, лишь драки, да кое-кто уничтожает пропагандистские материалы.


Опросы общественного мнения перед референдумом не дают ответа на вопрос, кто имеет больше шансов на успех. Все опасаются варианта так называемой «серой зоны» - от 50 до 55 процентов голосов в поддержку независимости. Потому что, как утверждает руководство Черногории, тогда референдум в правовом смысле окажется неудачным, но в политическом - даст возможность считать, что всё-таки большинство черногорцев выступают за независимость. Такой подход, как считают специалисты, грозит дестабилизацией республики.


Черногорская политическая элита готовится к независимости от Сербии почти десять лет. Они утверждают, что Черногория, которая в 16 раз меньше Сербии, не может быть равноправной в союзе с большим братом. Лидер блока за независимую Черногорию, премьер-министр Мило Джуканович.



Мило Джуканович : Никогда больше судьба Черногории не будет решаться вне Черногории. Почти целый век мы ждали этой возможности - восстановить Черногорское государство. Наше поколение имеет шанс осуществить мечту многих поколений.



Айя Куге : Сторонники сохранения общего государства с Сербией считают, что Черногория одна не в состоянии выжить, что черногорцы не имеют права отказаться от своих этнических сербских корней. Их лидер Предраг Булатович обвиняет Мило Джукановича в том, что его цель - создать частное государство.



Предраг Булатович : Для верхушки блока, выступающего за независимость, эта независимость означает частное государство Джукановича и его друзей-богачей, погрязших в организованной преступности. Чтобы избежать ответственность, им нужно частное государство. Тем, кто пытается изменить подлинный, сербский характер Черногории и черногорцев, ответ, по меньшей мере, 200 тысяч граждан будет - НЕТ!



Айя Куге : А граждане Сербии с какой-то молчаливой обидой смотрят на то, как черногорцы решают судьбу общего государства. Главный редактор белградского еженедельника "Время" Драголюб Жаркович.



Драголюб Жаркович : В Сербии вопрос Черногории не первый по политической важности. На первом месте - арест Младича, на втором - что будем есть, на третьем - что будем пить, потом - куда поедем отдыхать, и на пятом месте - Черногория. У нас эти страсти мало видны.



Айя Куге : Однако часть руководства Сербии, во главе с премьер-министром Воиславом Коштуницей, открыто поддерживает черногорскую оппозицию.



Андрей Шароградский: Рядом со мной в студии Радио Свобода мой коллега, специалист по странам бывшей Югославии Андрей Шарый.


Андрей, здравствуйте. Скажите, у этого стремления части черногорцев к независимости, насколько серьезна историческая подоплека?



Андрей Шарый : Добрый вечер, Андрей. Те, кто хочет независимости Черногории, считают, что оснований более чем достаточно. Историография на этот счет существует очень обширная в нынешней Черногории. Есть источники, которые свидетельствуют о том, что первое государство славянских и черногорских племен были в этих местах организованы в Х веке. Это такие были средневековые княжества.


Черногория имеет довольно славную историю противостояния туркам. Эта небольшая территория (буквально пятачок) в XVIII - XIX веке в наименьшей степени из всего Балканского полуострова был связан с Османской империей, турецкой доминацией. Они пользовались какой-то независимостью. По крайней мере, турки там были лишь формально.


Любопытно, что Черногория была самостоятельным государством по условиям Сан-Стефанского мирного договора 1878 года. Там была своя княжеско-королевская династия Петровичи-Негоши. В исторической столице, крохотной Цетине, есть музей такой, напоминающий небольшой подмосковный особняк дворянский, посвященный истории этой династии.


А независимость Черногория потеряла в 1918 году. Как утверждают опять же сторонники независимости, из-за насильственного присоединения Сербией. Но тогда, напомню, оканчивалась Первая мировая война. Югославия - тогда называлась Королевство сербов, хорватов и словенцев - была сформирована, как независимое государство впервые в своей истории.



Андрей Шароградский: Довольно серьезное обвинение, которое выдвигается в адрес тех политиков, которые выступают за независимость Черногории, в том, что они хотят превратить эту сравнительно небольшую республику фактически в частное государство, преследуют личные интересы. Насколько такие обвинения имеют под собой основание?



Андрей Шарый : Вы знаете, Андрей, многие независимые наблюдатели обращают внимание на особенности черногорской политической системы. Дело в том, что во многом национально-кланово-племенное, немножко напоминающий кавказское, устройство общества характерно для Черногории. Это маленькая республика - они и горная, она и морская. Люди жили отдельными общинами, племенами, если хотите, семьями. До сих пор очень сильны связи между кумовьями. Действительно, можно проецировать это на нынешнюю составляющую политическую. Конечно, некие клановые интересы у любых черногорских политиков есть.


Мило Джукановича много раз обвиняли в том, что он занимается деятельностью, связанной с получением доходов от торговли сигаретами, контрабандой алкоголя и так далее и тому подобное. Итальянская прокуратура занималась этим вопросом. Обвинения эти не доказаны. Однако, так или иначе, вот эта сильная система клановых связей, сильная система принадлежности тех или иных черногорских политиков, экономическая зависимость от Сербии, они, конечно, оказывают свое воздействие на развитие ситуации в республике.


Будем смотреть, как проголосует черногорский народ.



Андрей Шароградский: Каков ваш прогноз?



Андрей Шарый : Сложно давать прогноз. Ситуация, действительно, 50 на 50. Посмотрим, наберут ли сторонники независимости 55 процентов.





XS
SM
MD
LG