Ссылки для упрощенного доступа

«Нет сомнений, что у Черногории и Сербии европейское будущее»


Мило Джуканович начал праздновать победу заранее
Мило Джуканович начал праздновать победу заранее

В Черногории вчера прошел референдум о выходе республики из союза с Сербией. По предварительным данным избирательной комиссии республики, число сторонников обретения Черногорией полной независимости немного превысило отметку в 55% голосов. Только при достижении этой минимальной планки Европейский Союз был готов считать волеизъявление имеющим правовые последствия. Еще до оглашения окончательных результатов голосования приверженец курса на независимость премьер-министр страны Мило Джуканович заявил о победе своих сторонников.


Обозреватель Радио Свобода Андрей Шарый, долгое время проработавший в этом регионе, считает, что несколько преждевременную реакцию Джукановича легко понять: «Он 10 лет работает на эту идею, и стремление войти в историю как политика, который привел свою небольшую, но гордую нацию к независимости, в данном случае кажется очевидным не только мне, но и большинству обозревателей. Речь здесь идет о таком термине, который в Черногории в последние недели называли “ серым коридором ” . Это участок голосования от 50 до 55 или до 57 процентов голосов избирателей. Ожидалось, что результаты референдума будут именно таковы, и ожидалось, что для подсчета голосов необходима будет повышенная скрупулезность.


Очевидно, что это не начало и не конец политического кризиса, политических проблем, с которыми Черногория сталкивается, потому что так или иначе референдум - еще одно свидетельство того, что симпатии граждан Черногории разделены. Почти половина хочет остаться в составе единого с Сербией государства, а чуть больше половины хотят независимости. Если Центральная избирательная комиссия [ окончательно ] подтвердит, что сторонники независимости получили те 55% , которые Европейский союз выставил условием для отделения Черногории от союзного государства с Сербией, то начнутся формальные процессы переговоров с Белградом. Белград, судя по заявлениям белградских политиков, в целом готов к таким переговорам, и здесь, по крайней мере, на политическом уровне проблем ожидать не приходится».


Андрей Шарый напоминает, почему именно Европейскому Союзу пришлось определять условия референдума: «Черногория давно говорила о том, что она хотела быть независимым государством. В разных формах международное сообщество принимало участие, оказывало посредничество в урегулировании разных этапов кризиса в бывшей Югославии. В последние годы этим занимался Европейский Союз. Главный лозунг Мило Джукановича: Черногория - европейская страна. Официальная Подгорица не скрывает, что ее главная цель вступление в Европейский Союз. В общем, это логично: на территории маленькой республики давно уже действует евро, они пытаются развивать прямые (в обход Белграда – РС) связи с европейскими странами. Поэтому политическое посредничество и участие европейских представителей было вполне логичным.


На последнем этапе ЕС представлял словацкий дипломат Мирослав Лайчак. К его посредничеству по-разному относились и в Сербии, и в Черногории, но ситуация такая сложная, что здесь вряд ли самый изощренный международный посредник мог бы быть по вкусу всем участникам переговоров. То, что у Черногории, как в перспективе и у Сербии, европейское будущее, - в этом нет сомнений ни у кого. Вопрос только в том, в каком формате Сербия и Черногория будут ассоциироваться с Европейским Союзом, и будет ли там Черногория представлена как независимое государство».


XS
SM
MD
LG