Ссылки для упрощенного доступа

Нужна ли России единая либеральная партия


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Данила Гальперович и Андрей Шароградский.



Андрей Шарый : Российские политики либеральной ориентации продолжают переговоры, конечная цель которых либо формирование общего списка на выборах в Государственную Думу в 2008 году либо, может быть, даже объединение в одной какой-то большой либеральной партии. Последние недели в этих переговорах осторожно участвовал и Михаил Касьянов, оппозиционный политик, бывший российский премьер-министр. Сегодня Касьянов появился на публике. Он организовал посредством своего фонда "Общественная альтернатива" "круглый стол" на тему "Проблемы энергетического сектора. Экономический рост". Понятно, что появление Касьянова на публике с любой темой - это заявка на его политическую активность. О проблемах российской экономики, которые тесно связаны с проблемами политическими, с бывшим главой правительства России говорил корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Данила Гальперович: Вы достаточно серьезно критикуете экономическую политику российской власти, в том числе в энергетической сфере. Причина такой политики, какой она вам видится - это неверный экономический анализ или это политические причины, отсутствие экономического анализа?



Михаил Касьянов: Я вам скажу так, что, к сожалению, сегодня нет экономической политики. Есть поведение. Отсутствие этой экономической политики, конечно, связано с ошибками в политике, внутренней политике вообще. Отсюда процессы - наши ошибки и во внешней политике, отсюда ошибки в нашей экономической политике или отсутствии этой экономической политики. Отсюда проблемы растущей, нарастающей проблемы в социальной сфере. Конечно, это связано, прежде всего, с внутренней политикой. Внутренняя политика - это, конечно, сворачивать демократические свободы граждан, это давление на предприятия, это передел собственности по инициативе государства, давление правоохранительных органов на бизнес. Все это отбивает любые мотивации в развитии экономики.


Сегодня, когда мы рассматриваем энергетику, очевидные вещи были. Когда идет речь о поглощении независимых компаний, которые имели устойчивые темпы роста производства, сегодня мы видим сворачивание этих темпов, то есть падение, когда в стране уже не увеличиваются объемы добычи газа, когда в стране практически не наращиваются объемы добычи нефти, необходимые собственной экономике, не говоря уже о нашем экспорте (поскольку экспорт наших энергоресурсов - это серьезная составляющая экономического роста), то успехи экономического роста, достигнутые с таким трудом в предшествующие периоды (мы уже 6 лет находимся в стадии устойчивого экономического роста), то эта устойчивость может быть размыта в короткий промежуток времени. Этого нельзя допустить.



Данила Гальперович: Многие говорят, действительно, о становлении нефтяного государства, живущего только на нефти. Вы на себя какую-то долю ответственности берете за то, что, в общем, в ваше премьерство открылся этот "ящик Пандоры"?



Михаил Касьянов: Я не скажу, что он открылся "ящик Пандоры". Как раз в то время, когда я работал в правительстве, мы вскрыли в первый же год, высчитали уровень зависимости от роста, от нашего экспорта нефти и газа он высокий. По моей инициативе, правительство в то время выработало трехлетнюю программу диверсификации экономики, то есть фактически снижение уровня зависимости, тем более при высоких ценах на нефть и газ в зависимости от этого экспорта. К сожалению, эта программа, рассчитанная на 2003-2006 годы, не исполняется вообще. Уровень зависимости от нефти и газа вырос. Если вы посмотрите на структуру экономического роста (не на структуру экономики, а структуру экономического роста), то вы увидите, что гораздо большая часть чем прежде связана с экспортом нефти и газа, то есть с высокими ценами. Это означает, что если эти цены падают, то никакого 6-процентного роста, никакого даже 4-процентного роста в нашей стране не будет.



Данила Гальперович: В последнее время крупные государственные или государственно-зависимые компании наращивают непрофильные активы вместо их сокращения. Почему это происходит, по-вашему? Опять же причины экономические или политические?



Михаил Касьянов: Это порочная политика. Это неправильное поведение. Государство, как основной акционер этих компаний, обязано эту политику изменить. Если оно не меняет, значит, государство это поощряет. Это политика неправильная, поскольку за счет средств налогоплательщиков поощряются непрофильные активы, а именно то, что нужно самим работникам или иным структурам, которые заинтересованы в приобретении нашими государственными компаниями каких-то телевизионных каналов, радиостанций, газет и так далее. К чему это приводит, мы сейчас видим по практике жизни.



Данила Гальперович: Впереди "большая восьмерка", впереди встреча России и ЕС. Насколько, по-вашему, Россия вообще встроена в структуру "большой восьмерки"? Насколько она там своя?



Михаил Касьянов: Россия и, в первую очередь, российский народ заслужил быть членом "восьмерки". К сожалению, та политика, которую проводит нынешнее руководство последние два года, наводит на серьезные вопросы. Но это не проблема страны, это не проблема народа. Это проблема нынешнего руководства, которое делает ошибки одну за одной, и, конечно, настораживает своим поведением своих партнеров, в том числе по "большой восьмерке". Ошибки можно исправить. Конечно, они рано или поздно будут исправлены. Хочется, чтобы это было сделано как можно быстрей.



Данила Гальперович: Не могу не спросить об объединении демократов. Идет что-нибудь в этой сфере, не идет что-то в этой сфере? Если идет, то как? Если не идет, то почему?



Михаил Касьянов: Тема, я бы сказал, больная. Она больше такая длительно чувствительная. Но скажу так, что последний месяц эта тема опять активизировалась. Я, как и прежде, стою на той же позиции - объединение демократических сил необходимо. Я в этих переговорах всегда участвовал и участвую, готов прилагать дальнейшие усилия.


У меня совершенно очевидная и ясная позиция. Первое, что, конечно, при объединении демократические силы должны сказать, что нынешняя власть является антидемократической. Никто не может поддерживать или сохранять молчание в отношении того, что главная политика сегодня по 2008 году или подготовка к этому и промывание мозгов идет о том, что либо нынешний президент сохраняет свою власть, либо идет вопрос о преемничестве. Это не демократы, кто может поддерживать этот или другой сценарий. Со всеми другими я объединяюсь и готов объединяться дальше.



Андрей Шарый : Насколько перспективная фигура для российского либерального политического бомонда - Михаил Касьянов? Может ли он, действительно, быть активной фигурой, которая объединит вокруг себя российских демократов? На эту тему мой коллега Андрей Шароградский беседовал с московским политологом, руководителем Центра "Панорама", Владимиром Прибыловским.



Андрей Шароградский : Из тех вариантов объединения, которые предложили нам последние дни, как вы считаете, какой может быть наиболее жизнеспособным? Имеет ли смысл, вообще, сейчас объединение либералов?



Владимир Прибыловский : У нас либералы естественным образом делятся на две части. Причем эти деления не полностью совпадают. Первое деление - это правые либералы или даже, скорее, они не либералы, а консерваторы, это "Союз правых сил" и левые либералы или социально-либеральная партия - это "Яблоко". Это одно деление.


Второе деление, полностью не совпадающее, это либералы, которые склонны дружить с президентом Путиным, не одобряя отдельных штрихов его политики, и либералы, которые оппозиционные. Здесь первые в основном (не все, но в основном) в "Союзе правых сил", а также в некоторых других мелких партиях. А вторые оппозиционеры опять-таки не все - в "Яблоке". Хотя и в "Яблоке" есть такое меньшинство, склоняющееся к дружбе с администрацией, а в СПС, наоборот, есть меньшинство оппозиционное. Кроме СПС и "Яблоко" существует еще несколько мелких партий, у которых нет регистрации.


Я думаю, что на парламентские выборы опять просто пойдут две партии. Те, кто склонны к компромиссам с властью, пойдут под брендом СПС, а те, кто не склонны, пойдут под брендом "Яблоко". Причем, я думаю, что если закон не изменится, то в списке "Яблоко" вполне могут быть не только "зеленые" и "Солдатские матери", но и представители оппозиционного крыла СПС. Для этого им и из партии пока не нужно выходить.



Андрей Шароградский : А может ли фигура Михаила Касьянова стать центром объединения? Или для этого все-таки нужен политик нового поколения?



Владимир Прибыловский : Во-первых, Касьянова не зарегистрируют. Касьянову остается только вступить в СПС и, может быть, возглавить его, если это получится. Но я не думаю, что на это согласится Чубайс, у которого в руках контрольный пакет акций в СПС. Я думаю, что Касьянов останется за бортом объединительного процесса, тем более, что на самом деле не такой уж он и либерал, а недавний сторонник Путина.


У нас просто очень мало времени осталось до ближайших выборов. Никаких политиков нового поколения пока на горизонте не видно. И в "Союзе правых сил", и в "Яблоке" выдвигаются на первый план те люди, которые раньше были на втором и на третьем. В СПС, например, это Надеждин. Причем, он скорее к оппозиционному крылу СПС относится. А в "Яблоке" это один из заместителей Явлинского Сергей Митрохин. Молодежь "яблочная" тоже постепенно становится известной, но пока еще не видно такой яркой фигуры, которая смогла бы перехватить у старших первенство.



Андрей Шароградский : А как вы считаете, собирается ли Кремль противопоставить что-то нынешнему стремлению либералов объединиться?



Владимир Прибыловский : Я думаю, что Кремль не особенно их боится. У Кремля, на мой взгляд, есть преувеличенное опасение относительно Касьянова. Потому что Касьянов как бы из своих. Они прекрасно знают, что Касьянов пользуется симпатиями значительной части путинского же чиновничества и значительной части бизнеса. Хотя, на мой взгляд, электоральный потенциал Касьянова мал, но администрация боится именно Касьянова. Большую часть интриг и ударов они направляют не против оппозиционного крыла "Яблоко" или оппозиционного крыла СПС, а против Касьянова. Отчасти они еще побаиваются Каспарова, поскольку он популярен не как политический деятель, а вообще популярен. Я думаю, что сделают все, чтобы Касьянова и Каспарова не допустить, а "Яблоко" и СПС пусть себе баллотируются. При этом, может быть, кто-то из них пройдет 7-процентный барьер, если не сильно будет мешать администрация. А помешать тут очень легко. 1 процент отнять - это запросто, как было сделано в 2003 году.



XS
SM
MD
LG