Ссылки для упрощенного доступа

«Чекист во имя Бога» возвращается в Россию


«Наиболее яркая самостоятельная работа философа — книга 1925 года «О противлении злу силой». Николай Бердяев сказал, что Ильин в этой книге хочет построить "ЧК во имя Бога"»
«Наиболее яркая самостоятельная работа философа — книга 1925 года «О противлении злу силой». Николай Бердяев сказал, что Ильин в этой книге хочет построить "ЧК во имя Бога"»

22 мая в присутствии российских дипломатов, символизировавших государственное значение этого события, началась процедура переправки в Москву архива известного русского философа Ивана Ильина, хранившегося полвека в Мичиганском университете. Эта не первая важная российская реликвия, возвращающаяся из США в Россию, но к возвращению архива Ильина даже американская пресса проявила внимание — она отмечает, что этот философ активно цитируется российским президентом. Прокомментировать это событие я попросил философа Бориса Парамонова.


— Создается впечатление, что из Ильина хотят сделать что-то вроде государственного философа. Как по-вашему, возможен ли такой культурный проект?
— Русская история, причем совсем недавняя, показывает, что возможен. Это всем известная идеологическая монополия, идеократия, роль которой в Советском Союзе выполнял марксизм-ленинизм. Другой вопрос: возможна ли идеократия, государственная философия сейчас, после всех опытов недавнего времени? Введение идеологической монополии потребует сейчас настоящего культурного погрома, вроде сталинских, что вряд ли осуществимо.


— Как вы считаете, почему именно Ивана Ильин примеривают сейчас к роли духовного учителя? И не только в последнее время. Первым, помнится, его стал пропагандировать вице-президент Руцкой, очень активно пропагандирует Ильина известный кинорежиссер Никита Михалков — видная культурная фигура. Что, как вы думаете, их привлекает в Ильине?
— Нужно вспомнить, что Ильин был лучшим в России знатоком и интерпретатором философии Гегеля. Основополагающая его книга о Гегеле — два тома — называется «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». А Гегель — философ, строго говоря, тоталитарный, из него естественно выводится тоталитарная государственная не только идеология, но и практика. Интересно ведь, что понятие «конкретное» у Гегеля значит всеобщее, тотальное, Гегель учит о примате всеобщности над индивидуальным эмпирическим существованием. Что такое знаменитая гегелевская диалектика? По формуле Гегеля, диалектика — это процесс, в котором всеобщее отвергает формы конечного. Представляете, какую общественную практику можно извлечь и оправдать такой философией! А что такое государство по Гегелю? Это действительность нравственной идеи, не более и не менее. Даже в нравственности у него — и, соответственно, у Ильина, его ученика, — примат принадлежит целому, индивид не является нравственным субъектом. Источник добра — государство.


— Из этого, в общем, следует, что работы самого Ильина могут быть использованы для построения новой тоталитарной идеократии?
— Работы самого Ильина дают возможность извлечь из него попытку построения тоталитарной идеологии. Наиболее яркая его самостоятельная работа — книга 1925 года «О противлении злу силой». Николай Бердяев сказал, что Ильин в этой книге хочет построить «ЧК во имя Бога». Но реалии нынешней России, где наблюдается некий симбиоз православной церкви с традициями КГБ, делает попытку такого построения очень соблазнительной для власть имущих.


XS
SM
MD
LG