Ссылки для упрощенного доступа

Игорь Георгадзе провел пресс-конференцию в Москве


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Кирилл Кобрин : Бывший сотрудник КГБ СССР и бывший руководитель Министерства безопасности Грузии Игорь Георгадзе впервые за последние одиннадцать лет появился перед журналистами. Сегодня он дал пресс-конференцию в Москве в редакции газеты «Аргументы и факты». Напомню, Игорь Георгадзе с 1996 года разыскивается Интерполом по запросу грузинских властей. Он обвиняется в совершении нескольких терактов на территории Грузии, в том числе и в покушении на жизнь тогдашнего президента Эдуарда Шеварднадзе. На пресс-конференции Игоря Георгадзе побывал наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов: Игорь Георгадзе, по версии его сторонников, появился в Москве буквально перед пресс-конференцией. Он поехал на встречу с журналистами, даже не повстречавшись с родителями, которых он, по его словам, не видел много лет. Пришлось прерывать пресс-конференцию, когда в зал вошли родители Георгадзе. Произошло это по удивительному совпадению с ответом Игоря Пантелеймоновича на вопрос, почему он решил легализоваться именно в России, а не в других странах.



Игорь Георгадзе: В России проживает более 1 миллиона 200 тысяч моих соотечественников. Как минимум 50 процентов из них представляют ту силу, которая сегодня не приемлет действия нынешнего режима Грузии. Находиться в Австрии и общаться с ними через телемост - нелогично.


А второй ответ, наверное, будет буквально через несколько секунд. Мне сейчас дают понять, что приехали мои родители.



Журналистка : Мы рады видеть в этом зале Игоря Пантелеймоновича. Я думаю, что он сейчас представит их.



Игорь Георгадзе: Пантелеймон Иванович, Валентина Ивановна. Оба Ивановичи. Один чистый грузин, другая чисто русская.



Журналистка: Сколько вы не виделись?



Игорь Георгадзе: Не виделись давно.



Олег Кусов: Игорь Георгадзе поблагодарил за фактический призыв предоставить ему политический убежище заместителя генпрокурора России Владимира Колесникова, и объяснил, почему этот шаг не входит в его планы.



Игорь Георгадзе: Речи не идет о предоставлении мне российского гражданства, нет речи и о политическом убежище. Прежде всего, не потому, что это невозможно юридически, и не потому, что Россия не согласна этого сделать, а потому, что я не собираюсь убегать и не собираюсь прятаться. Речь идет о том, что Россия предоставила мне возможность, которую мы со своими адвокатами будем использовать для того, чтобы в правовом поле решить, прежде всего, вопрос снятия с меня обвинений и прекращения розыска на территории иностранных государств. За что я очень благодарен России. Речь не идет о том, что я попросил политического убежища, и оно мне предоставлено.



Олег Кусов: Официальный Тбилиси уже отреагировал на предложение о предоставлении Игорю Георгадзе политического убежища в России. Рассказывает наш корреспондент Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: Игорь Пантелеймонович Георгадзе являлся кадровым офицером КГБ СССР. Его отец, Пантелеймон Георгадзе до сих пор возглавляет Единую Коммунистическую партию Грузии. Игорь Георгадзе сбежал из Грузии, с российского военного аэродрома Вазиани, в октябре 1995 года, после того, как Генеральная прокуратура обвинила его в организации убийства председателя Национал-демократической партии Георгия Чантиурия, председателя Фонда возрождения и развития Солико Хабеишвили, заместителя министра внутренних дел Гии Гулуа, а также в покушении на жизнь главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе 29 августа 1995 года.


В 1996 году Игорь Георгадзе объявлен в международный розыск по линии Интерпола. По утверждению грузинских официальных лиц, все эти годы бывший глава МГБ Грузии жил на конспиративных квартирах Службы внешней разведки России в Ливане и Сирии. Хотя периодически приезжал в Москву и особенно часто - в Минск.


Сообщение о том, что Игорю Георгадзе может быть предоставлено Российское гражданство и политическое убежище в России, вызвало в Грузии бурную реакцию. Следует отметить, что власть и оппозиция (если под оппозицией иметь в виду серьезные парламентские, либо внепарламентские политические силы) в этом вопросе абсолютно едины.


Президент Грузии Михаил Саакашвили затронул этот вопрос в ходе выступления в Киеве, на саммите ГУАМ, касаясь недееспособности Содружества независимых государств.



Михаил Саакашвили: Поступила информация, что Игорь Георгадзе, который очень обоснованно обвиняется в терроризме, - в нескольких террористических атаках, - официально получил политическое убежище в России. Я думаю, что это совершенно беспрецедентный факт, который показывает, какие проблемы создаются. И, к сожалению, СНГ не одну из этих проблем решить не смогло.



Георгий Кобаладзе: Руководитель бюро Интерпола в Грузии Лаша Гиоргидзе заявил, комментируя возможное предоставление бывшему шефу грузинской спецслужбы политического убежища в России, что Интерпол и МВД Грузии будут продолжать настаивать на экстрадиции Георгадзе.



Олег Кусов: Однако Игорь Георгадзе, несмотря ни на что, считает себя, прежде всего, лидером политической партии.



Игорь Георгадзе: Я лидер партии, левоцентристской партии, которая называется "Справедливость". Наверное, плоха та партия, которая не ставит своей целью прихода к власти. Если человек планирует прийти к власти, наверное, он собирается и вернуться на родину. Так что, здесь...



Журналистка : О каких-то сроках пока говорить вы не готовы?



Игорь Георгадзе: Да я бы не хотел называть эти сроки. Потому что человек располагает, Бог предполагает.



Олег Кусов: Партия Георгадзе «Справедливость», по его словам, всегда выступала за дружеские отношения с Россией.



Игорь Георгадзе: Лидеры нашей партии всегда заявляли о том, что они не просто за нормализацию отношений с Россией. Мы за установление дружеских отношений с Россией.



Олег Кусов: У партии «Справедливость» есть даже программа по приходу к власти и лозунг возможной революции в Грузии.



Игорь Георгадзе: "Революция крапив" уже началась в Грузии. Вчера, кстати, венок из крапив был положен к подножию грузинской власти. Безусловно, то, что мы называем "революцией крапив" будет продолжаться. Ничего из ряда вон выходящего мы не планируем. Если власти не выполнят волю народа Грузии и не уйдет, и не проведут досрочные парламентские и президентские выборы, мы добьемся этого так, как этого добивалась "розовая революция". Только называться она будет "революция крапив".



Олег Кусов: Оппозиционер Георгадзе не стал называть страны, в которых он находился все эти одиннадцать лет, но в тоже время подчеркнул, что не считал себя в них на нелегальном положении.



Игорь Георгадзе: Я был в восьми странах. Ни в одной стране я не прятался. Ни в одну страну я не въезжал, где не было разрешения первого лица.



Олег Кусов: Сказал Игорь Георгадзе, который только вчера, по официальной версии, приехал в России. «Выходит, что и первое лицо России лично дало разрешение на въезд Георгадзе», - предположил один из журналистов по окончанию пресс-конференции, на подготовленном организаторами фуршете.



XS
SM
MD
LG