Ссылки для упрощенного доступа

Европейский металлургический концерн Arcelor и компания "Северсталь" создают крупнейшую в мире сталелитейную компанию


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Иван Трефилов.



Андрей Шарый : Европейская компания Arcelor , вторая в мировой черной металлургии, объявила о покупке «Северстали», одного из крупнейших в России производителей стали. В результате сделки, объем которой превысит 13 миллиардов евро, может возникнуть крупнейшая металлургическая компания мира. У микрофона экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов.



Иван Трефилов: Европейская компания Arcelor , заводы которой расположены во Франции, Бельгии, Люксембурге и Испании, наконец-то, нашла способ противостоять планам британо-голландской компании Mittal Steel, желающей ее поглотить. О намерении приобрести Arcelor более чем за 20 миллиардов евро лидер мировой металлургической отрасли объявил сравнительно давно, а на прошлой неделе сделал официальное предложение. Позже сумма предполагаемой сделки была повышена до 26 миллиардов евро.


Чтобы спастись от недружественного поглощения, руководство Arcelor вступила в переговоры с другими компаниями отрасли. Одно время на рынке обсуждали перспективы вхождения в бизнес европейской компании Новолипецкого металлургического комбината. Однако она выбрала другой вариант, купив «Северсталь», третью по величине металлургическую компанию в России.


По условиям сделки нынешний владелец «Северстали» Алексей Мордашов передаст Arcelor принадлежащие ему активы компании, а также заплатит 1 миллиард 250 миллионов евро в обмен на акции Arcelor стоимостью примерно 13 миллиардов евро. Таким образом, ему будут принадлежать 32 процента акций объединенного бизнеса, тогда как Arcelor - 68 процентов. Слияние приведет к созданию крупнейшей металлургической компании мира с объемом производства 70 миллионов тонн стали в год - на 10 миллионов тонн больше, чем у Mittal Steel . Говорит аналитик российской инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Парфенов.



Дмитрий Парфенов : Действительно, и объем сделки, и масштаб компании, которая создается в результате, такого прецедента еще не было. Компания получается крупной - первое место по производству проката, лидер по производству плоского проката, проката с покрытиями, спецсталей. Работает компания на рынках Северной Америки, Европы и нашей страны и как бы близлежащих государствах. Поэтому, с точки зрения Arcelor это достаточно такое неплохое вложение средств своих акционеров. Это повышает капитализацию компании. А с точки зрения России это доступ к современным технологиям, доступ к современным методам управления, хотя они на "Северстали" достаточно современные и эффективные. Плюс ко всему интеграция с крупным холдингом позволяет работать под маркой одного бренда, поставлять продукцию на различного рода рынки.



Иван Трефилов: Эксперты сейчас утверждают, что покупка Arcelor бизнеса «Северстали» окажется достаточной, чтобы остановить устремления Mittal Steel . Так ли это? Дмитрий Парфенов продолжает.



Дмитрий Парфенов : Да, по моему мнению, это действительно так может произойти. Потому что, во-первых, "Северсталь" предложила большую цену, во-вторых, компании "Северсталь" и Arcelor уже достаточно давно сотрудничают в качестве партнеров. Вспомнить хотя бы их совместное предприятие, плюс модернизация производства "Северсталь" выполняет практически в содружестве с Arcelor . Поэтому для Mellal Steel это такой серьезный удар, то есть он будет вынужден либо повышать ставку по покупке, либо использовать какие-то другие методы.



Иван Трефилов: После того, как о предстоящей сделки было объявлено, некоторые эксперты высказали предположения, что приход Arcelor на российский металлургический рынок приведет к обострению конкуренции на нем. Готовы ли вы согласиться с такими оценками?



Дмитрий Парфенов : На самом деле, я не думаю, что это серьезно повлияет на ситуацию конкуренции внутри России. Потому что, во-первых, компания итак достаточно сильно представлена у нас по целому ряду позиций. Если бы она могла поставлять сюда больше, она бы, наверное, это уже сделала. Поэтому здесь, с этой точки зрения, не обнаруживается никакой такой угрозы для российских компаний. Другое дело, что "Северсталь" может стать более эффективной, допустим, запустить какие-то программы модернизации или в кооперации с Arcelor поставлять какой-то новый продукт. Это - да, но это уже будет другой рынок. Здесь тоже речь не идет о конкуренции.



Иван Трефилов: Arcelor, как известно, занимает ведущие позиции, в том числе и на мировом рынке автомобильной стали. Насколько этот факт значителен для России, которая сегодня пытается расширять сотрудничество с иностранными автопроизводителями?



Дмитрий Парфенов : Для России это достаточно важно, потому что, во-первых, все эти новые автомобили, которые планируется выпускать, они, скорее всего, будут использовать и стали для глубокой вытяжки, те, которые у нас как раз сейчас производятся в недостаточном количестве. А Arcelor лидер по этому продукту. Соответственно, "Северсталь" может получить здесь такой мощный импульс для развития именно этого направления.



Иван Трефилов: Это был аналитик российской инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Парфенов.


Договоренности Arcelor и «Северстали» еще должны одобрить акционеры компаний, а также антимонопольные ведомства России, Европейского Союза и Соединенных Штатов. Однако в российском правительстве ее, по сути, уже поддержали. Говорит министр финансов Алексей Кудрин.



Алексей Кудрин : Все идут в мировой рынок, интегрируются. Я приветствую те случаи, когда частный бизнес сам, отвечая за свою собственность, в данном случае это решение "Северстали", находят себе взаимовыгодных партнеров, которые суммарно дадут дополнительный эффект для мировой экономики и для России, безусловно.



Иван Трефилов: Стороны рассчитывают получить все разрешения уже в ближайшее время, а в середине июля - завершить сделку.




XS
SM
MD
LG