Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Театральная реформа: «Доставайте деньги сами и ставьте, что хотите»


Марина Тимашева: «Ситуация с театром не похожа [на советские времена], потому что никаких вольнодумных пьес в современном театре нет, нет и режиссеров уровня Юрия Петровича Любимова, которые могли бы отличиться каким-то особенным вольнодумством»

Марина Тимашева: «Ситуация с театром не похожа [на советские времена], потому что никаких вольнодумных пьес в современном театре нет, нет и режиссеров уровня Юрия Петровича Любимова, которые могли бы отличиться каким-то особенным вольнодумством»

Общая практика такова: предоставление грантов требует тщательной отчетности об использовании этих грантов. О финансовой ситуации, в которой оказались российские театры, мы будем говорить с театральным критиком Радио Свобода Мариной Тимашевой.


— Марина, если государство финансирует театры, то оно имеет право влиять на репертуарную политику этих театров, это будет правильно?
— Так было всегда и так будет всегда. Любое государство, естественно, отвечает за то, что оно своим авторитетом освещает.


— Какова сейчас ситуация с финансированием российских театров? Сокращены ведь бюджетные ассигнования на культуру.
— Абсолютные цифры финансирования немного увеличились. Но если брать инфляцию, если брать рост стоимости услуг, тогда получается цифра относительная и тогда это финансирование снижается. Увеличивается доля расходов, которая покрывается собственными доходами театров, и именно от этого зависят такие цены на театральные билеты, которые есть сейчас в Москве, они действительно чрезвычайно высоки. То есть — уже меньше, чем за 500 рублей, билет в московский театр достать невозможно.


— Нынешняя российская власть заинтересована в определенном формировании культурной картины страны. Вот эта практика, которая существует сейчас, она как-то похожа на советские времена, при которых, например, театр на Таганке, который тоже финансировался тогда советским государством, все-таки умудрялся ставить какие-то почти антисоветские, вольнодумные пьесы.
— Ситуация не похожа, потому что никаких вольнодумных пьес в современном театре нет, нет и режиссеров уровня Юрия Петровича Любимова, которые могли бы отличиться каким-то особенным вольнодумством. По поводу конкретной ситуации с «Театром. doc », она такова: финансируется «Театр . doc » в рамках проекта комитета по культуру правительства Москвы, проект этот называется «Открытая сцена». Деньги выделяются на конкурсной основе. То есть театр подает заявку, скажем, на постановку определенного спектакля или нескольких спектаклей, эту заявку рассматривает экспертный совет, в который входят деятели театра, а не только одни чиновники, и на основании рекомендаций этих экспертных советов выдаются или не выдаются деньги для того или другого спектакля, для тех или других проектов. Просто в этом году в этот раз не удовлетворена заявка «Театра. doc » на грант.


— Если в целом проследить динамику государственного участия в финансировании театральной сферы, какова эта динамика, скажем, последнее десятилетие если взять?
— За последние 10 лет, конечно же, ничего абсолютно принципиального не поменялось. Единственное, о чем можно говорить, — принятый 94-й закон, который касается вообще всех бюджетных учреждений, а не только театров и не только вообще учреждений культуры. Любой коллектив, если мы говорим о театре, должен подать заявку на конкурс. То есть, например, если свой юбилей Вахтанговский театр хочет провести на своей сцене, то он должен найти некоего конкурента, который хотел бы провести все тот же юбилей Вахтанговского театра, но на своей сцене. Это приводит, конечно, к ситуации абсолютно абсурдной. Театр вписали в общие законы, распространили на него представление «товар-деньги-товар». И, конечно же, театру будет очень угрожать планируемая в недрах Минэкономразвития и Минфина реформа, по которой театры, правда, теперь уже сами должны будут определить форму своей деятельности, остаются они бюджетными организациями или они переходят в разряд так называемых «автономных учреждений». И у одной, и у второй формы есть очень серьезные недостатки.


— Против проекта театральной реформы, против шагов по реформированию управления театральной сферы выступают, как известно, деятели культуры, знаменитые театральные режиссеры. Мне встречалась критика их позиций. Скажем, Андрей Мальгин, — недавно я читал его статью о том, что нечего, мол, выступать против такой реформы, если вы такие независимые, то, пожалуйста, доставайте деньги сами и ставьте, что вы хотите, работайте как хотите. Если же вы каким-то образом финансируйтесь со стороны государства, то будьте добры тогда выполнять те условия, которые государство перед вами ставит. Вам близка такая позиция?
— Да, абсолютно. Абсолютно ее разделяю.


XS
SM
MD
LG