Ссылки для упрощенного доступа

Милошевич отомстил «Комеди Франсез»


Генрих Гейне
Генрих Гейне

Политическим скандалом и горячей общественной дискуссией обернулось в Германии присуждение престижной премии имени Генриха Гейне австрийскому писателю и драматургу Петеру Хандке, известному своими антиисламскими заявлениями и поддержкой режима Слободана Милошевича.


Премия имени Генриха Гейне не столько литературная, сколько личностная. Она присуждалась, например, не только лауреату Нобелевской премии по литературе австрийской писательнице Эльфриде Елинек, но и бывшему президенту Германии Рихарду фон Вайцзекеру. Согласно формуле премии лауреаты должны своей деятельностью соответствовать основным правам человека, за которые выступал Генрих Гейне.


Решение жюри присудить премию этого года 63-летнему австрийскому писателю, поэту и драматургу Петеру Хандке вызвало в Германии политический скандал. Хандке — признанный литератор и лауреат многих премий, но он последние годы известен своей рьяной просербской и антиисламской позицией. Он навещал Слободана Милошевича в тюрьме и был на его похоронах. После поступка Хандке парижский театр «Комеди Франсез» отменил запланированную на 2007 год постановку его пьесы, что вызвало протесты многих деятелей европейской культуры, в частности, нобелевских лауреатов Эльфриды Елинек и Гарольда Пинтера.


Сам Хандке написал в эти дни во «Франкфурте альгемайне цайтунг»: «Я никогда не отрицал фактов резни в югославской войне 1991-1995 годов. Я никогда не приуменьшал их, и тем более никогда не оправдывал. Нигде у меня нельзя прочитать, что я считал Слободана Милошевича жертвой. Если бы кто-то прочитал бы слово в слово мои заметки, рассказы, репортажи и пьесы последних 15 лет о Югославии, то он не нашел бы там ничего подобного. Я полагаю, что именно за эти тексты мне и присуждена премия Генриха Гейне».


Формула присуждения Хандке премии гласит: «Своенравно, как Генрих Гейне, Петер Хандке идет в своих произведениях по собственному пути к открытию правды. Поэтический взгляд на мир он беспощадно противопоставляет опубликованным, утвердившимся мнениям и ритуалам». Часть правды в этой формуле, как считают независимые критики, несомненно есть. Одной из причин, спорного, по мнению многих, решения жюри в Дюссельдорфе, называет литературный редактор радиостанции «Дойчландфунк» Хуберт Винкельс: «Я сильно подозреваю, что это попытка ответить на решение "Комеди Франсез" — на решение, еще более дискутируемое в самой Франции, чем у нас. Это было, действительно, неудачным и некрасивым жестом театра, который должен был, зная Хандке, гораздо раньше решить и заявить — пьес Хандке мы ставить не будем. Но сказать, что теперь, после речи Хандке над гробом Милошевича, мы снимаем пьесу с репертуара, это неправильно, это запоздало, это просто глупо. Понятно, что можно быть против такого решения, но будучи "за" или "против" нельзя премию в 50 тысяч евро, которую город Дюссельдорф, учредивший ее, хотел бы видеть ее в числе трех главных премий Германии, делать инструментом исправления деформации во французской культурной политики».


Лауреат премии Генриха Гейне за 1985 год писатель Гюнтер Кунард заявил, что думает вернуть свою премию в случае вручения премии Хандке.


XS
SM
MD
LG