Ссылки для упрощенного доступа

31 мая - Всемирный день без табака


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Беклемищева.



Кирилл Кобрин : Сегодня - Всемирный день без табака. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире от болезней, вызванных курением, умирают пять миллионов человек. Согласно статистике, в России курят 63 процента взрослого населения, около половины из них - женщины. Накануне ряд высокопоставленных чиновников выступили с европейскими по духу инициативами об ограничении курения. В их числе главный санитарный врач России Геннадий Онищенко и член Совета Федерации Людмила Нарусова. О реакции на эти инициативы медицинский обозреватель Радио Свобода Ольга Беклемищева.



Ольга Беклемищева: В этот день традиционное напряжение между курильщиками и борцами с курением выливается в открытое противостояние. Главный кардиохирург и член Общественной палаты Лео Бакерия считает курение дикостью и варварством.


Лео Антонович, вы как кардиолог и кардиохирург, что вы думаете о влиянии курения на сердечно-сосудистые заболевания.



Лео Бакерия : Никотин вызывает резкое учащение сердцебиений. Эти сердцебиения высокой частоты продолжаются в течение всех суток. Поэтому, конечно, никакие физические нагрузки человек дать себе не может. В легких развиваются тяжелые поражения, которые приводят к развитию так называемой циркуляторной гипоксии. Человек попадает в замкнутый круг, из которого выбраться невозможно. Поэтому такие большие усилия прилагаются во всех странах мира к тому, чтобы кончить с этой заразой.



Ольга Беклемищева: Лео Антонович, вы оперируете, в том числе и на открытом сердце. А вы можете с первого взгляда отличить сердце курильщика от сердца некурящего человека?



Лео Бакерия : Первое, что я вижу, когда я открываю грудную клетку, это розовая сердечная сорочка, а с обеих сторон от нее просто черные легкие. Такое впечатление, что вы попали в шахту какую-то.



Ольга Беклемищева: Вы председатель комиссии Общественной палаты.



Лео Бакерия : Да.



Ольга Беклемищева: Как вы оцениваете инициативы Совета Федерации, в частности, Людмилы Нарусовой, что нужно ужесточить закон об ограничении курения табака, и окончательно запретить его в ресторанах, залах ожидания аэропортов и вокзалов, а также в зданиях органов госвласти.



Лео Бакерия : Знаете, я абсолютно это поддерживаю, потому что это опыт других стран. Ничего мы здесь нового не делаем. Курение - это антидемократический шаг. Потому что он не только себя отравляет, он отравляет и окружающих.



Ольга Беклемищева: Депутат ГД РФ, академик РАМН Николай Герасименко больше всего возмущен подростковым курением в России.



Николай Герасименко : К сожалению, Россия занимает печальное первенство по количеству курящих подростков в мире, также как увеличилось курение среди женщин. Это большая проблема, особенно в свете демографической ситуации, поскольку известно, что курение сокращает продолжительность жизни на 12 лет. Почему у нас именно подростки у нас курят? Потому что у нас огромная идет реклама и явная, и скрытая. Вся Москва и крупные города оклеены постерами рекламными всякими, по телевидению герои наши, певцы и композиторы, спортсмены курят. Даже взрослый, проходя мимо, не скажет, что нельзя курить. Я только сейчас был в одном из районов, в роддоме беременные лежат, и половина из них курит. Когда с ними начинаешь говорить - что же вы делаете, а потом ваш ребенок будет болеть и так далее - только тогда начинают понимать. У нас никакой профилактической работы по серьезному в средствах массовой информации практически нет. Только когда Всемирный день защиты курения, тогда все интересуются.



Ольга Беклемищева: А вот сейчас главный санитарный врач Геннадий Онищенко заявил о том, что борьба с курением должна стать отдельным национальным проектом. Как вы себе это представляете?



Николай Герасименко : Хорошо называть такие фразы, бросаться "национальный проект", хотя бы по серьезному занималась Санэпидслужба как раз борьбой с курением. Везде, во всех странах, даже рядом в Латвии, Литве, не говорю уж про скандинавские страны, там если продавец продал детям сигареты - уголовное наказание от 6 месяцев до 3 лет. А у нас только одни разговоры идут. Какой тут национальный проект! Хотя был национальный проект "снижение смертности, повышение здоровья", а это раздел. Просто нужно выделять время на телевидении, в школах. Не учили, допустим, как презервативы одевать, а учили, что табакокурение это вредно, что нельзя курить в детском возрасте. Анекдот. Идет обсуждение в школе, педсовет. Классный руководитель говорит директору: "Иван Иванович, может быть, нам курительную комнату в школе организовать?" А директор отвечает: "Нет, Марья Ивановна, зачем нам еще курительную комнату. Пусть курят в рюмочной".



Ольга Беклемищева: Николай Федорович, если бы вы имели возможность, то какой бы первый шаг по снижению табакокурения подростком вы бы предприняли?



Николай Герасименко : Одним шагом не сделаешь. Во-первых, ввести жесткий запрет на продажу, повышение стоимости сигарет, чтобы они были недоступны. Только это. Проводили соцопросы среди детей. Им задавали вопрос - если бы сигареты стоили дороже, чтобы делали? Не курили бы.



Ольга Беклемищева: Николай Федорович, Людмила Нарусова призвала принять закон об ужесточении ответственности за курение в общественных местах.



Николай Герасименко : Этот законопроект у нас, в принципе, готов. Но правительство иезуитски так отвечает - поскольку мы не приняли конвенцию, мы сейчас не можем. Мы, конечно, понимаем важность борьбы и так далее, но пока это рановато. Вот, когда конвенцию примем, тогда можно. А конвенцию не принимают, потому что, говорят, что надо изменить ряд законопроектов. Получается издевательство над народом.



Ольга Беклемищева: Я спросила писательницу Полину Дашкову, автора популярных детективов. Сейчас готовится законопроект, где предполагается полностью запретить курение в ресторанах, в аэропорту, в вокзалах и в учреждениях государственной власти. Как вы считаете, это нормально?



Полина Дашкова : Я считаю, что это совершенно ненормально в том, что касается ресторанов. Прежде всего, это создаст очень большие проблемы. Эта кампания, как и любая кампания, которая прикрывается защитой здоровья, связана исключительно с бизнесом. Потому что есть масса вещей, куда более вредных. Почему бы не побороться с алкоголизмом? Я не знаю, чтобы кто-то от курения сигарет сошел с ума. Я знаю очень много историй, когда люди спивались, сходили с ума, становились уголовными преступниками и так далее. В Америке, кстати, по статистике молодежь курит значительно больше, чем она курила до всех этих мер. Людям свойственно делать то, чего нельзя, особенно молодым людям.



Ольга Беклемищева: Назло маме отморожу уши, да?



Полина Дашкова : Типа этого, да. Хотя я не возражаю. Курить, действительно, очень вредно, но есть вещи, куда более вредные. Почему-то с ними не борются. Оттого что запретили в рекламе пива показывать людей, ее стало не меньше. Сейчас в России по статистике колоссальный пивной алкоголизм среди женщин.



Ольга Беклемищева: Женщины в России действительно больше пьют и курят, чем их сверстницы в Европе. Чтобы им было легче бросить курить, я предоставляю слово некурящим мужчинам Радио Свобода.



Михаил Соколов : Бросить курить очень легко. Просто взять потушить сигарету и решить, что ты не куришь. Таким образом, я вот не курю уже 12 лет.



Александр Костинский : Почему я не курил и не курю. То, что в курящих семьях, где хотя бы один родитель курит, гораздо большая вероятность, что дети курят.



Владимир Абарбанель : Я вообще героически борюсь все время против курения. Многие сотрудники, окружающие меня, уже побросали курить. Я настолько счастлив и так здоров в связи с этим, что просто удивляюсь, как люди еще умудряются до сих пор курить.



Ольга Беклемищева: Призывов бросить курить особенно много сегодня. Но для себя каждый решает сам.




XS
SM
MD
LG