Ссылки для упрощенного доступа

Российские армяне требуют у властей гарантий безопасности


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Багров.



Андрей Шарый: По факту убийства 19-летнего Артура Сардаряна в Подмосковье Московская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по статье "Убийство по мотивам национальной ненависти". Об этом сообщил адвокат родителей погибшего юноши Симон Цатурян. Армянское общество Москвы растеряно, и ждет защиты от российских властей. Подробности у корреспондента Радио Свобода Юрия Багрова.



Юрий Багров: Только за прошлый год в России убиты 30 человек на почве национальной и религиозной ненависти. Такие данные привел на пресс-конференции в Москве адвокат Симон Цатурян. Он представляет интересы родителей убитого на днях в пригородной электричке Артура Сардаряна. На этот раз Транспортная прокуратура не пыталась перевести дело в разряд бытовых, как это было в случае с убийством в конце апреля на станции метро "Пушкинская" армянского студента Вигена Абрамянца. Говорит адвокат Симон Цатурян.



Симон Цатурян : Страшно думать, что такие убийства становятся нормой нашей действительности. И в том, и в другом случае эти убийства носили национальную окраску, совершены были на почве национальной розни и были возбуждены именно по этой статье - части 2-й статьи 105-й Уголовного кодекса Российской Федерации. В постановлении о признании потерпевшим отца Артура Эдуарда Альбертовича прямо так и указано, что убийцы, войдя в вагон, целенаправленно направился к сидящему Артуру со спины, ударив ножом в область шеи, затем еще пять ударов в область груди, сопровождал свои действия словами "Слава России!".



Юрий Багров: Председатель Союза армян России, посол доброй воли ЮНЕСКО Ара Абрамян считает, власть не обращает внимания на рост ксенофобии в стране.



Ара Абрамян : Эти убийства каждый раз поднимают волну, поднимают много вопросов. Это связано с тем, что власть не обращает внимания на эти преступления. Это значит, что правоохранительные органы неэффективно работают. Это факты говорят. Потому что такого не было, что увеличиваются такие преступления.



Юрий Багров: Второе убийство за последнее время, а всего с начало года на почве национальной ненависти убиты 7 этнических армян, свидетельствует о болезни всего российского общества, считает председатель Союза армян России Ара Абрамян.



Ара Абрамян : Нам надо что-то делать. То, что правоохранительные органы, судебная система их судит, это тоже не выход из положения. Они должны знать, что их будут наказывать. Они должны знать, что они все равно не уйдут от ответственности. Они должны знать, что в российском обществе у них нет места. Это проблема российского общества. Это проблема российской интеллигенции. Улица - это не место для решения вопросов.



Юрий Багров: Тысячи звонков из 50 стран мира со словами соболезнования и поддержки принял в эти дни глава армянской диаспоры Ара Абрамян. Однако, по его словам, из российских государственных ведомств и органов власти звонков практически не было. Адвокат Симон Цатурян недоумевает, почему свое отношение к этим преступлениям до сих пор не высказала церковь.



Симон Цатурян : Удивляет то, что как прочно и сильно себя чувствует власть. На этом фоне совершаются такие убийства, притом, что криминогенная обстановка тоже не скажешь, что плачевная. Наш народ, армяне, у нас сложная историческая судьба была. Мы пережили геноцид. Нам очень больно и обидно, если вот эти убийства совершаются со стороны единоверцев. В этой связи хотел бы услышать и голос церкви, в конце концов.



Юрий Багров: Рост ксенофобии и экстремизма - проблема не сегодняшнего и даже не вчерашнего дня, говорит народный артист России Владимир Епископосян. В 1980 году он переехал в столицу из Армении. С журналистами Владимир Епископосян поделился своими наблюдениями.



Владимир Епископосян : С каждым годом, начиная с олимпийского 1980, как я сюда приехал, особенно после того, как развалился Советский Союз, я все больше и больше чувствую напряжение и свое человеческое, и в обществе. И на своем примере могу сказать, что за последние годы... Я пользуюсь в основном общественным транспортом. Мне очень неуютно в общественном транспорте, на улицах вечерами, когда я после съемки, или после премьеры, или с каких-то личных своих дел возвращаюсь. Я напрягаюсь. Раньше со мной такого не было. Хорошо, я думаю, что меня иногда узнают люди. Я торчу, как буек в общей массе за счет своего почти 2-метрового роста. Но бывают ситуации, когда я думаю, хорошо, что меня узнали. А если бы не узнали... В вагоне вечером часто бывают такие ситуации, когда вдруг подходят. Я вижу, что нарываются. Самое обидное, что эти негодяи стаей набрасываются.



Юрий Багров: Председатель Союза армян России Ара Абрамян рассказал, какие рекомендации подготовила община для своих соотечественников, проживающих в России.



Ара Абрамян : Наша община, молодежь, собралась, выразили протест. Конечно, после этого мы организовали две-три встречи. Задают один вопрос - что нам делать? Как нам быть? Что нам делать в таких случаях? В зале собирается много молодежи, и каждый рассказывает свои случаи. Конечно, ответа иногда мы не можем найти. Нашей рекомендацией остается, к сожалению, только одно - будьте внимательны, постарайтесь не оставаться вечером один. Но это тоже не выход из положения.



Андрей Шарый: О проблемах национальных общин в России и о российских армянах я беседовал с известным московским историком, специалистом по этнологии, профессором Сергеем Арутюновым.



Сергей Арутюнов: Исторически серьезных проблем у армян в России не бывало. Братские христианские народы. В общем, армяне - православные, хотя это особая ветвь православия. Они осозновали (и русские, и армяне), что Османская Турция представляет собой угрозу для их существования. Прекрасные отношения всегда были между русскими и армянами, которые запечатлены в словах классика армянской литературы Хачатура Абовяна: "Да благословен будет тот день, когда нога русского солдата вошла в многострадальный армянский край, и разогнала злые орды кызылбашей".



Андрей Шарый: Бытовой национализм на себе ощущают армяне, живущие сейчас в России?



Сергей Арутюнов: Сейчас начинают ощущать. Раньше этого не было. Армяне занимали определенные профессиональные ниши - в синеворотничковом труде. Много было армян занято в интеллектуальном труде. Но в интеллектуальных кругах России вообще не было национализма. Даже у интеллигентных людей и антисемитизма, в общем-то, практически не бывало. Благополучным трудно назвать пример более доброжелательно относящихся друг к другу людей.


Сейчас в силу экономических обстоятельств пошла огромная миграция из Армении в Россию. Это трудовая экономическая миграция. Так что, во многих городах России формируются небольшие армянские общины. Но такие общины есть повсюду. Есть очень интересные исследования по этим общинам профессионалами социологами и этнографами.


Как правило, все-таки не возникает враждебности. Иногда бывают, потому что у русских и у армян разные стереотипы поведения. Русские не любят, когда человек кичится своим богатством, демонстрирует и так далее. А вот в Армении вызывающее, престижное потребление роскошества было в норме. Это не вызывает озлобления. Каждый стремится показать, что он богаче, чем он есть на самом деле. И вот когда эти новые мигранты приезжают в Россию с такой ментальностью, с такой привычкой и тоже начинают показывать, какие они успешные, какие они богатые и все такое прочее, это начинает русских раздражать.


Есть, конечно, обиженные судьбой люди, которые считают, что армянские приехавшие их отодвигают. Я сам армянин. Я приехал в 1950 году из Тбилиси в Москву. Поступил в университет по конкурсу. Наверное, я кого-то отодвинул. Когда был конкурс на завкафедрой, несколько человек было, наверное, я кого-то тоже действительно отодвинул. Когда я ухаживал за моей женой, за ней ухаживали еще какие-то, но она предпочла меня. Кого-то я опять же отодвинул. Но это было честное соревнование. Что ж...



Андрей Шарый: По вашему мнению, вот эта серия трагических событий, связанных с уже несколькими убийствами молодых армян в Москве и Подмосковье, каким-то образом повысит степень самоорганизации армянской общины?



Сергей Арутюнов: Я не думаю, что армянская община как-то предпримет какие-то меры самозащиты и так далее. Это смешно было бы думать. Она слишком малочисленна для этого. Может быть, повлияет на поведение армянской общины. Может быть, люди осознают, что они должны скромнее держаться. Может быть, возникнет какая-то... Большинство-то русских, москвичей, нормальные люди. Те люди, которые кричат "Слава России!" или пускают в ход ножи против совершенного беззащитного, ни в чем не виноватого армянского мальчика, это обиженные судьбой люди. Это неудачники. Это люди психованные, с комплексом неполноценности.



Андрей Шарый: Убивают не только армян в Москве и Подмосковье, да и по всей России количество этнически мотивированных преступлений возрастает, к сожалению. Представители армянской общины на этом общем фоне выглядят самыми активными, самыми артикулированными что ли. Конечно, это связано во многом с личностями людей, которые возглавляют. Тем не менее, они требуют от властей решительных действий. Они говорят о том, что нужно каким-то образом менять ситуацию. Что могут и что должны сделать люди другой национальности, не титульной, как говорят, национальности, живущие в России для того, чтобы каким-то образом эту ситуацию изменить? У вас есть какие-то рецепты?



Сергей Арутюнов: Нет, рецептов, конечно, у меня нет и таких рецептов быть не может. Что сделать для того, чтобы обиженных судьбой людей было меньше? Для этого нужно развивать правовое демократическое государство и развивать разностороннюю экономику. Тогда меньше будет таких людей, ищущих самоутверждение в ксенофобии, поскольку других путей самоутверждения им не дают. Безработица достаточно большая у русской молодежи в особенности. Очень много проблем. Эта проблемность порождает, как побочный продукт, некоторую маргинальную прослойку вот таких ксенофобных, отчаявшихся, озлобившихся людей. Их не так много, на самом деле, но то, что они делают, становится очень громким.




XS
SM
MD
LG