Ссылки для упрощенного доступа

«Те, кто пускают ножи против беззащитного мальчика - обиженные судьбой люди»


При росте ксенофобии национальные общины в России должны думать о безопасности своих представителей. Этнические армяне, живущие в России, начинают испытывать на себе бытовой национализм. О проблемах общин Радио Свобода рассказал московский историк, специалист по этнологии, профессор Сергей Арутюнов.


- Исторически серьезных проблем у армян в России не бывало. Братские христианские народы. В общем, армяне - православные, хотя это особая ветвь православия. Они осозновали (и русские, и армяне), что Османская Турция представляет собой угрозу для их существования. Прекрасные отношения всегда были между русскими и армянами, которые запечатлены в словах классика армянской литературы Хачатура Абовяна: «Да благословен будет тот день, когда нога русского солдата вошла в многострадальный армянский край, и разогнала злые орды кызылбашей».


- Бытовой национализм на себе ощущают армяне, живущие сейчас в России?


- Сейчас начинают ощущать. Раньше этого не было. Армяне занимали определенные профессиональные ниши - в синеворотничковом труде. Много было армян занято в интеллектуальном труде. Но в интеллектуальных кругах России вообще не было национализма. Даже у интеллигентных людей и антисемитизма, в общем-то, практически не бывало. Благополучным трудно назвать пример более доброжелательно относящихся друг к другу людей.
Сейчас в силу экономических обстоятельств пошла огромная миграция из Армении в Россию. Это трудовая экономическая миграция. Так что, во многих городах России формируются небольшие армянские общины. Но такие общины есть повсюду. Есть очень интересные исследования по этим общинам профессионалами социологами и этнографами.
Как правило, все-таки не возникает враждебности. Иногда бывают, потому что у русских и у армян разные стереотипы поведения. Русские не любят, когда человек кичится своим богатством, демонстрирует и так далее. А вот в Армении вызывающее, престижное потребление роскошества было в норме. Это не вызывает озлобления. Каждый стремится показать, что он богаче, чем он есть на самом деле. И вот когда эти новые мигранты приезжают в Россию с такой ментальностью, с такой привычкой и тоже начинают показывать, какие они успешные, какие они богатые и все такое прочее, это начинает русских раздражать.
Есть, конечно, обиженные судьбой люди, которые считают, что армянские приехавшие их отодвигают. Я сам армянин. Я приехал в 1950 году из Тбилиси в Москву. Поступил в университет по конкурсу. Наверное, я кого-то отодвинул. Когда был конкурс на завкафедрой, несколько человек было, наверное, я кого-то тоже действительно отодвинул. Когда я ухаживал за моей женой, за ней ухаживали еще какие-то, но она предпочла меня. Кого-то я опять же отодвинул. Но это было честное соревнование. Что ж...


- По вашему мнению, вот эта серия трагических событий, связанных с уже несколькими убийствами молодых армян в Москве и Подмосковье, каким-то образом повысит степень самоорганизации армянской общины?


- Я не думаю, что армянская община как-то предпримет какие-то меры самозащиты и так далее. Это смешно было бы думать. Она слишком малочисленна для этого. Может быть, повлияет на поведение армянской общины. Может быть, люди осознают, что они должны скромнее держаться. Может быть, возникнет какая-то... Большинство-то русских, москвичей, нормальные люди. Те люди, которые кричат «Слава России!» или пускают в ход ножи против совершенного беззащитного, ни в чем не виноватого армянского мальчика, это обиженные судьбой люди. Это неудачники. Это люди психованные, с комплексом неполноценности.


- Убивают не только армян в Москве и Подмосковье, да и по всей России количество этнически мотивированных преступлений возрастает, к сожалению. Представители армянской общины на этом общем фоне выглядят самыми активными, самыми артикулированными что ли. Конечно, это связано во многом с личностями людей, которые возглавляют. Тем не менее, они требуют от властей решительных действий. Они говорят о том, что нужно каким-то образом менять ситуацию. Что могут и что должны сделать люди другой национальности, не титульной, как говорят, национальности, живущие в России для того, чтобы каким-то образом эту ситуацию изменить? У вас есть какие-то рецепты?


- Нет, рецептов, конечно, у меня нет и таких рецептов быть не может. Что сделать для того, чтобы обиженных судьбой людей было меньше? Для этого нужно развивать правовое демократическое государство и развивать разностороннюю экономику. Тогда меньше будет таких людей, ищущих самоутверждение в ксенофобии, поскольку других путей самоутверждения им не дают. Безработица достаточно большая у русской молодежи в особенности. Очень много проблем. Эта проблемность порождает, как побочный продукт, некоторую маргинальную прослойку вот таких ксенофобных, отчаявшихся, озлобившихся людей. Их не так много, на самом деле, но то, что они делают, становится очень громким.




XS
SM
MD
LG