Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Клуб самоубийц в Берлине 20-х годов


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Алексей Кузнецов: Весной 1945 года, сразу после победы над нацистами, в одном из уголков Германии возникло удивительное политическое образование – крохотная республика, о существовании которой почти полтора месяца даже не догадывалось командование ни одной из армий стран-победительниц.


Корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер встретился с немецким кинорежиссером, решившим экранизировать события более чем 60-летней давности.



Юрий Векслер: Известный в Германиимолодой сценарист и режиссер Ахим фон Боррис, один из соавторов сценария знаменитого фильма «Гуд бай, Ленин», в начале своей карьеры боялся снимать картины, действие которых происходит в прошлом. Ему казалось, что антураж уже несуществующей жизни будет отвлекать зрителей от сути истории и отдалять их от персонажей. Ему же хотелось ощущения сегодняшнего дня, того, что все происходит здесь и сейчас.


Еще менее хотелось ему экранизировать какую-либо реально случившуюся историю. Необходимость тщательной реконструкции событийавтоматически предполагала, как ему казалось, отсутствие свободного полета творческой воли и фантазии. И когда ему предложили сделать фильмо существовавшем в Берлине 20-х годов клубе самоубийц-школьников, он готов был отказаться. Но попробовал.



Ахим фон Боррис: Я попыталсяпридуматьфильмо молодости, события которого могли бы произойти сегодня, но произошли когда-то. И в результатеработа над этим проектомдоставила мне большое удовольствие. Это было, какперевод.



Юрий Векслер: Этот фильм, под названием «Что проку от любви лишь в мыслях», по всеобщему мнению, удался – как выяснилось, молодость всех времен обладает многими схожими признаками.



Фрагмент фонограммы фильма: Вот основной принцип клуба самоубийц, первыми членами которого становятся Пауль Кранц и Гюнтер Шелер. Любовь - единственная причина,по которой мы готовы умереть. Любовь - единственная причина, по которой мы могли бы совершить убийство. Мы обязуемся прервать свою жизнь в тот момент, когда мы перестанем испытывать чувстволюбви. И мы утащим за собой в могилу всех, кто похитит нашу любовь.



Юрий Векслер: Ахим фон Боррис понял на этом опыте, что опасность отвлечь публику от сюжета в историческом фильме он явно преувеличил. Опасность скорее в другом.



Ахим фон Боррис: Если бы я, допустим, перенес бы действие в годы моей молодости, в 80-е, я натолкнулся бы на препятствие другого рода- на критический взгляд современников, которые сравнивали бы увиденное со своими воспоминаниями и задавались вопросами: “Подожди, а такие машины разве уже были?“ Или: “Этого тогда быть не могло“ Или: “Так тогда не выражались“ и так далее. Про 20-е годы уже никто не знает, как тогда говорили. И я теперь всегда готов взяться за исторический фильм. Я потерял страх перед такой работой.



Юрия Векслер: И режиссер поделился со мной своим новым замыслом.



Ахим фон Боррис: У меня есть идея одного фильма. Первый раз попробую сделать нечто забавное. И это будет тоже, так сказать, исторический сюжет. Меня занимает один очень странный эпизод 1945 года . В конце войны один округ Германии(он назывался Шварценберг) почему-то остался не оккупированным. Русские остановились перед ним с одной стороны, американцы с другой.Округ оказался не занятымвойсками союзников, и жители организовались,арестовали своих нацистов, и образовали «Республику Шварценберг». Они выпустили свои паспорта, свою конституциюи даже напечатали собственные деньги. И они надеялись, что на вечные времена останутся, так сказать, пятой оккупационной зоной, и силой, и уж, как минимум, останутся свободной республикой. Это длилось 42 дня, после чего советская армия все-таки вошла в Шварценберг, как это было предусмотрено ялтинскими соглашениями. И ябуду делать фильм про эти 42 дня. Комедию об утопии, так сказать, о надеждах людей создать собственное частное государство.



Юрий Векслер: Меня тоже заинтересовала эта история. Сейчас, спустя более чем 60 лет, известны несколько версий произошедшего. По одной из них, в историю вмешалась география. По соглашению с командованием советской армии, американские подразделения в начале мая 45-го года должны были выйти к реке Мульде и остановиться на ее западном берегу. Но произошла путаница… потому что рек с таким названием в центральной Германии оказалось целых три! А еще я выяснил, что избранные демократическим путем руководители крохотной «Республики Шварценберг» чудесным образом не были позднее арестованы и отправлены в советские лагеря, а остались на своих постах и сохраняли их за собой потом многие годы, уже в ГДР. И все эти события затем описал в своем романе замечательный немецкий писатель Штефан Хайм.



Ахим фон Боррис: Что замечательно, это ведь был единственный кусочек территории Германии, где немцы оригинально освободили сами себя. Я нахожу это увлекательным, даже захватывающим. Но это будет комедия. Иначе эту историю сегодня не рассказать».


XS
SM
MD
LG