Ссылки для упрощенного доступа

Рамзан Кадыров не оставляет попыток заявить о себе, как о политике общероссийского масштаба


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий.



Александр Гостев : На этой неделе Рамзан Кадыров в интервью "Комсомольской правде" заявил, что в Чечне уже удалось фактически полностью ликвидировать вооруженное подполье и, по его данным, незаконные вооруженные формирования действуют на территории Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Премьер-министр Чечни предложил направить чеченские вооруженные группы в эти республики для проведения зачисток и ликвидаций подпольных, как он выразился, бандгруппировок. О том, что думают об идее Рамзана Кадырова в названных им субъектах Российской Федерации, расскажет мой коллега Андрей Бабицкий.



Андрей Бабицкий: Один мой знакомый северокавказский журналист рассказывал мне, как на этой неделе он пытался получить от властей разного уровня в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии хоть какой-то комментарий на заявление Рамзана Кадырова. Ему этого сделать не удалось, поскольку всех без исключения очередная инициатива чеченского премьер-министра привела в бешенство. В разных пресс-центрах журналист получал типовой ответ: "Мы это не комментируем".


Отчасти такая реакция понятна. Репутация военизированных подразделений Рамзана Кадырова хорошо известна. Но вряд ли ближайшие соседи Чечни хотели бы на своей территории столкнуться с силой, не знающей никаких ограничений.


Главный редактор Интернет-агентства Caucasus Times Ислам Текушев, чтобы нарисовать портрет чеченских силовиков, обращается к примерам недалекого прошлого.



Ислам Текушева : Папа Док, диктатор Дювалье, правивший на Гаити в 60-е годы прошлого столетия, опирался на корпус тонтон-макутов, представлявшего собой нечто вроде опричнины Ивана Грозного. Фактически это была политическая полиция, выполнявшая любые приказы диктатора. Само слово "тонтон-макут" было взято из гаитянского фольклора и означало "упырь". Гаитянцы боялись тонтон-макутов до дрожи в коленях. Боевики Дювалье имели ужасающий внешний вид и никогда, даже ночью, не снимали черных очков. Был популярен слух, что среди тонтон-макутов не мало зомби, трупов, возвращенных к растительной жизни посредством оккультных обрядов, которые практиковал Папа Док.


Аналогии между политической полицией Дювалье и кадыровскими подразделениями очевидны. Однако, я думаю, что российские власти все еще не настолько рассвирепели, чтобы пустить по северокавказским просторам чеченских тонтон-макутов. Проблем в регионе и без того хватает.


Превращать жизнь, в общем-то, достаточно мирных республик в не проходящий ночной кошмар никто не хочет. Кроме того, запустить Кадырова в Южный федеральный округ означало бы признать полную неэффективность местных властей и всех силовых структур, которые сами не в состоянии справиться с ваххабистскими джамаатами. Даже если бы это было правдой, Кремль не может позволить, чтобы власть была дискредитирована столь очевидным образом.


Сомнительно, чтобы утверждение Кадырова о том, что джамааты ведут подрывную работу в северокавказских субъектах за пределами Чечни, было бы по сердцу российским властителям. Фактически Рамзан Кадыров подтвердил версию идеологов радикального ислама о том, что локальный чеченский конфликт давно трансформировался в новую большую кавказскую войну.


Москва не только никогда не соглашалась с такой оценкой реальности, но и отрицала саму возможность подобного развития событий.



Андрей Бабицкий: Если на секунду представить себе, что Кадырову действительно дали право провести зачистку в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, сумел бы он успешно провести свою контртеррористическую операцию? Директор дагестанского ООО "Свобода Слова" Хаджи Мурат Камолов уверен, что рейд кадыровских гвардейцев по Северному Кавказу привел бы к катастрофе.



Хаджи Мурат Камолов : Гораздо более разумно действовать умеренно. Вот эта умеренность руководителей 1,5-2-летнем периоде при изменении социально-экономической ситуации приведет к большему результату. А он же, побуждаемый своими советниками, побуждаемый коршунообразными какими-то его консультантами, делает глупые заявления. Ведь что такое произошло с теми, кто активно принимал участие в боевых операциях на территории Чечни? Эти люди вернулись и в республику Дагестан, и в Ингушетию. Пока это латентный, вполне реабилитируемый пласт общества.


Если Рамзан Кадыров начинает распыляться еще и на эти республики, он получит со всех фронтов ответную реакцию. С оружием в руках, совершенно безагентурной, без подготовленной в рамках ОРД оперативно-розыскной деятельности операций... Он захлебнется. Он себе не отдает отчет. Я думаю, что педагогическая запущенность ему немножечко мешает.



Андрей Бабицкий: Как уже было сказано, Рамзан Кадыров фактически открыто обвинил федеральные северокавказские силовые структуры в беспомощности. Кремль промолчал. У главного редактора агентства Caucasus Times Ислама Текушева есть предположения - почему.



Ислам Текушев : Почему Кадырову позволено высказывать непросто нелепые, но и достаточно оскорбительные для власти идеи? Здесь играют роль несколько факторов. Главное - это признание заслуг Рамзана Кадырова по наведению порядка в Чечне. Во-вторых, подобные предложения наводят ужас на те северокавказские субъекты, в которых Кадыров хотел бы провести зачистки. Соответственно, мобилизует местные власти предпринимать любые меры, лишь бы избежать нашествия тонтон-макутов. Последнее объяснение кадыровского феномена принадлежит Сергею Доренко. Доренко предположил, что нынешнее кремлевское руководство, чтобы оставить Путина у власти после 2008 года инспирируют антипутинский мятеж в Москве, который будет подавлен патриотически настроенными офицерами. Их подразделения войдут в столицу якобы по собственной инициативе. Вы не ошибаетесь, думаю о том, кем будут эти патриотически настроенные военные люди. Конечно, этот сценарий больше похож на конспирологическую теорию в духе Кода да Винчи. Но за саму возможность безболезненно встраивать Рамзана Кадырова в сценарий политических катастроф, российское руководство должно прощать чеченскому лидеру все или почти все.



Андрей Бабицкий: Хаджи Мурат Камолов, директор дагестанского ООО "Свобода Слова" утверждает, что Кадыров не ожидал, что к его предложению отнесутстя всерьез на федеральном уровне. Просто чеченский премьер не оставляет попыток заявить о себе, как о политике общероссийского масштаба. Для этого он высказывает в присущей ему экстравагантной манере озабоченность судьбами всего Северного Кавказа и предлагает пусть и пугающие, но все же способы борьбы на существующих или иллюзорных фронтах большой кавказской войны.



Хаджи Мурат Камолов : Рамзан Кадыров публичными какими-то дерзкими, всегда не выверенными акциями, заявлениями немножечко будоражит общественность. Это обычный пиар.



Андрей Бабицкий: Справедливости ради замечу, что северокавказская общественность в своих насмешках над политической неискушенностью Рамзана Кадырова исходит из принципа, что позволено Юпитеру, не позволено Быку. В конце концов, другой российский политик начинал свою карьеру с предложения "мочить в сортирах".



XS
SM
MD
LG