Ссылки для упрощенного доступа

Археологи нашли в центре Ярославля массовое побоище XIII века


Стрелка Ярославля – место впадения Которосли в Волгу. Здесь произошла страшная трагедия XIII века.
Стрелка Ярославля – место впадения Которосли в Волгу. Здесь произошла страшная трагедия XIII века.

Современная археология совсем не похожа на кладоискательство и погоню за сенсациями, как это было еще сравнительно недавно. В наши дни археологи работают медленно и тщательно, совместно со многими другими специалистами - почвоведами, геологами, палеозоологами и палеоботаниками - они пытаются извлечь максимум информации из каждой крупицы культурного слоя. Однако и сегодня время от времени археологи делают сенсационные открытия. Одно из них было сделано прошлым летом во время раскопок в центре Ярославля. О нем рассказывает начальник отдела охранных раскопок института археологии РАН, кандидат исторических наук Ася Энговатова


Ярославские власти решили к тысячелетию города воссоздать Успенский кафедральный собор, который в течение 700 лет был главным собором Ярославля. Территория охранных раскопок составляет 1200 квадратных метров. На этой территории археологи пытаются разыскать остатки каменного храма 800-летней давности. Древний храм пока не найден, но зато ученые неожиданно обнаружили уникальный памятник, который по значимости не уступает первоначальной цели раскопок. Было обнаружено массовое захоронение древних ярославцев – около ста человек, останки которых были уложены в несколько слоев в подвале жилого дома.


- Ася Викторовна, это коллективное захоронение представляет собой уникальный источник информации, который позволил очень многое узнать о жизни средневекового Ярославля и о той трагедии, которая постигла этих людей и этот город.


- Все эти люди погибли насильственной смертью, причем преимущественно это были женщины и дети. Все они погибли от стрел, от копий, некоторым срубили головы - это была жуткая смерть. Причем всех добивали, огромное количество ударов по голове, разломанных черепов, практически полностью размолоченных лиц. Было тотальное истребление мирного населения, причем детей, в том числе маленьких детей. По специфическому составу инвентаря, то есть находок, которые были вместе с этими людьми, на их одежде, височных колец, тех же браслетов, крестиков, мы можем сказать, что это была первая половина 13 века.


И антропологи, и судмедэксперты, которые работали с этим захоронением, могут четко сказать, что несколько месяцев эти люди лежали, видимо, в снегу. Когда снег стаял, тела в порядке скорее санитарном, чем ритуальном, были собраны и сложены в один из сгоревших подвалов, а потом их забросали сгоревшими бревнами и камнями. Потом город стал застраиваться, и на этом месте появились новые дома, улицы, а впоследствии даже Успенский собор. Сходные захоронения, которые были найдены до этого в Заславле, в Киеве, были связаны специалистами с татаро-монгольским нашествием. Но поскольку мы не интерпретаторы, мы не можем сказать, что это однозначно татаро-монгольское нашествие. Это было крупное столкновение, избиение мирных жителей, причем профессиональными военными дружинниками этого периода. Скорее всего, конечно, татаро-монгольское нашествие, судя и по жестокости, и по тотальному уничтожению всего населения.


- Можно сказать, как жили люди накануне катастрофы?


- Конечно, можно сказать очень много интересного, поскольку впервые получен антропологический портрет жителей Ярославля домонгольского периода. До этого считалось, что там было очень много финно-угорского населения, то есть был не чисто славянский город. Но сейчас понятно, что это классическое славянское население, население чисто городское. Это видно, например, по скелету. Ведь определяются и палеопатологии, и определяется диета человека.


Под слоями, где найдено захоронение, уже почва, по исследованию почвоведов - это пахотный горизонт. Вероятно, где-то недалеко было поселение, и эта территория, которую мы изучали, использовалась как пашня, возможно, в 11 веке. То есть более раннее поселение мы не нашли. Оно было расположено где-то недалеко и, видимо, было не таким крупным.


Сейчас проводятся комплексные исследования, промывается грунт, и мы находим зерно. Мы можем сказать, что эти люди употребляли в пищу, что они выращивали, по тем остаткам зерна, которые просыпались и попали в этот культурный слой. Определена пшеница, рожь в материалах культурных слоев из построек 13 века. Можно сказать достоверно, что в этот период ярославцы выращивали рожь и пшеницу. Можно по остаткам костей животных сказать, что у них были не только коровы, лошади и свиньи, но они охотились на косулю, на лося, на бобра, на зайца, кости которых так же находятся в этих постройках.


- Что можно сказать о развитии культуры в Ярославле 13 века?


- К сожалению, духовная культура, книги, они редко находятся в раскопках, разве что в Новгороде с его берестяными грамотами. Видимо, это достаточно редкая вещь и свойственна больше северо-западной Руси. Возможно, в Ярославле писали на чем-то другом, не на бересте. И плюс к тому сохранность слоя. Мокрый слой – это уникальное явление Новгорода, которое консервирует органику, дерево, а оно, конечно, дает максимум информации о жизни того времени. В Ярославле это все по большей части сгнило, сохранились только те остатки материальной культуры, которые не гниют, иногда очень небольшие фрагменты, предположим, обугленные ткани, обугленные зерна, то, что консервируется. В Новгороде скорлупа орехов, навоз, все это сохраняется, все эти жучки, то есть масса информации. Все это уникально сохраняется, как в торфянике.


- Как были устроены жилища?


- Судя по конструкциям печи, аналогам тем же новгородским, конечно, топили по-черному. Печи были крупными достаточно, практически четверть этого жилища занимали. Строили, конечно, большую часть топором. На этой площади найдено больше полутора тысяч только индивидуальных находок и огромное количество, тысячи и тысячи битых черепков, по которым восстанавливается посуда.


Эти черепки битые, эта посуда - самый хорошо сохраняемый артефакт. На некоторых фрагментах сохранился волнистый орнамент или отдельные линии. По сосудам можно реконструировать систему питания. Есть сосуды для вина, в том числе амфоры, привозимые, видимо, с вином, и горшки, в которых готовили, и горшки, из которых ели. Вино привозили, явно откуда-то с юга, но это для нужд церкви, для зажиточных горожан. Но, несомненно и деревянная, и берестяная тара присутствовала в городе и, видимо, в большом количестве. По аналогии с Новгородом, по аналогии с тем же Ростовом, где тоже мокрый культурный слой, и сохраняется древесина, это в жизни горожан присутствовало так же, как и керамика. Просто в слоях Ярославля мы больше находим керамическую сохранившуюся посуду.


А ели ложками, и ножей найдено множество. Железные ножи, ножички разнообразные, причем по типам, они находятся в большом количестве, то есть это очень распространенная археологическая находка. И топоры, и рабочие, и боевые. Мы знаем, что средневековые города – это деревянные города. И культура обработки дерева очень высокая.


- Археология имеет помимо чисто научного, еще социальный и даже политический аспект. Не мешает ли вам такая связь?


- Слава Богу, нет. Академия наук достаточно независимая организация, все-таки ученые, для них прежде всего интересно получение каких-то истинных знаний, чем выполнение политического заказа. И в данной ситуации, что найдено, то найдено, и мы об этом открыто говорим. Мало того, я считаю, что мы не портим праздник ярославцам, тем, что утверждаем, что 1000 лет назад здесь не было города, а они собрались устроить празднование 1000-летия. Наоборот мы всячески даем им информацию о древнем городе. А то, что на том месте, где мы копали, не найдено этих слоев, вовсе не значит, что в 200-300 метрах рядом этого поселения не будет, просто оно не очень крупное. И дальнейшие исследования покажут, где искать. Значит кто-то жил, просто не на этом месте. Но поскольку мы люди честные, то мы говорим об этом честно и не создаем никаких мифов. Это первое. Второе: конечно, без помощи той же администрации Ярославля ничего бы, как в любом городе, не состоялось – это понятно.


Администрация, конечно, заинтересована в восстановлении храма. Как в Москве храм Христа Спасителя, так в Ярославле Успенский собор – это общегородские символы. Администрация помогает и в последний год помощь в археологических раскопках оказывали ярославские фармацевтические компании. На Западе многие крупные археологические работы спонсируются крупными компаниями - это считается очень патриотичными. Так что Ярославлю тоже повезло. Мы впервые увидели это на своей археологической практике, обычно частных спонсоров не бывает. Но патриотов города Ярославля, видимо, больше, чем в той же Москве или в том же Новгороде.


XS
SM
MD
LG