Ссылки для упрощенного доступа

МИД России активно сотрудничает с властями Ирака, силами коалиции и местными политиками ради скорейшего освобождения взятых в заложники российских дипломатов


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Александр Гостев, Юрий Бодров.



Андрей Шароградский: Судьба четырех российских дипломатов, похищенных в субботу в Багдаде, все еще неизвестна. МИД России активно сотрудничает с властями Ирака, силами коалиции и местными политиками ради скорейшего освобождения заложников. В минувшие выходные в Ираке в результате терактов и вооруженных столкновений погибли несколько десятков человек.



Александр Гостев: Похищение российских дипломатов произошло на фоне очередного общего всплеска насилия в разных районах Ирака - только в воскресенье были убиты более 40 человек. По сообщению иракской полиции, среди них 24 шиита - пассажиры автобуса, которые были расстреляны в одном из селений к северу от Багдада, после того, как члены неизвестной вооруженной группировки, остановившие машину на импровизированном блокпосту, отделили их от пассажиров-суннитов. Еще 11 человек погибли в Басре в результате перестрелки между полицейскими и боевиками в мечети.


Как сообщил консул России в Ираке Александр Полипов, никакой информации о местонахождении похищенных россиян пока нет. О ситуации на этот час рассказывает корреспондент Радио Свобода Юрий Багров.



Юрий Багров: Нападение на сотрудников дипмиссии произошло в 400 метрах от российского посольства, в районе Мансур, так называемой "зеленой зоне" Багдада. Здесь находятся офисы зарубежных консульств и представительства иностранных компаний. Район считается самым безопасным в иракской столице. В Министерстве внутренних дел Ирака заявили, что были готовы обеспечить дополнительную охрану дипведомства, однако российская сторона от предложения отказалась. Ни одна из группировок до сих пор не взяла на себя ответственности за похищение сотрудников посольства. Стало известно о предложении Соединенных Штатов оказать содействие в поиске и освобождении дипломатов. Реакции российского МИД пока не последовало. Вообще официальные представители неохотно комментируют произошедший в субботу инцидент.


Нам удалось связаться с посольством в Багдаде, однако сотрудник дипломатического ведомства был краток.



Сотрудник дипломатического ведомства: Пока никакой информации нет, к сожалению.



Юрий Багров: Какие действия предпринимаются для поисков сотрудников?



Сотрудник дипломатического ведомства: Извините, мы пока никаких комментариев не даем. В информагентство МИД обратитесь, пожалуйста.



Юрий Багров: Разговор с сотрудницей Министерства иностранных дел в Москве был не более информативен.



Сотрудница МИД: Я же вам сказала по поводу комментариев, пока нет никаких комментариев, нового ничего нет по этому вопросу.



Юрий Багров: За прошедшие два дня с момента похищения дипломатов дважды появлялась информация об их освобождении, однако при проверке эти сведения не подтверждались.


В МВД Ирака предпринимают все усилия для поиска и освобождения сотрудников российского посольства, об этом заявил глава Министерства иностранных дел Ирака Хошияр Зибари. Он также выразил соболезнования семье погибшего дипломата Виталия Титова, он был убит во время обстрела машины с сотрудниками дипмиссии, еще четверых дипломатов похитители пересадили в автомобиль и скрылись в неизвестном направлении.



Александр Гостев: По мнению большинства экспертов и западных журналистов, работающих в стране, общий уровень и террористического, и криминального насилия в Ираке вырос в несколько раз буквально за последние полгода. Показательным примером можно считать уже упоминавшуюся Басру, до недавнего времени считавшуюся на общем фоне одним из самых безопасных иракских городов. В конце мая премьер-министр Ирака Нури Аль-Малики был вынужден ввести в городе режим чрезвычайного положения.



Нури Аль-Малики: Мы говорим прямо и без обиняков, что нанесем удар железным кулаком по бесчинствующим бандам, по всем, кто угрожает нашим гражданам. Все службы и подразделения, отвечающие за охрану порядка, должны сформулировать и представить план быстрых и эффективных действий по обеспечению достойного уровня безопасности мирных жителей.



Александр Гостев: Как в последнее время чувствуют себя иностранные дипломаты и гражданские специалисты в Ираке? И в состоянии ли они вообще заниматься какой-либо реальной деятельностью на фоне волны взрывов, убийств, терактов и похищений людей, захлестнувшей страну? Об этом я спросил моего коллегу, корреспондента Радио Свобода/Свободная Европа Валентинаса Мите.


Валентинас, вы несколько раз бывали в Ираке в последнее время. Ваше впечатление о степени опасности, которая подстерегает иностранного дипломата, журналиста на улицах Багдада?



Валентинас Мите: Я был в Ираке три раза , и каждый раз, когда я приезжал, ситуацию с безопасностью ухудшалась. Самая худшая ситуация была, когда я там был в третий раз. Само ли ц о выдает, что ты иностранец. То, что ты носишь фотоаппарат или магнитофон, это тоже тебя выдает. Мы старались никакой аппаратуры с собой не брать, как бы слиться с людьми, которые ходят кругом. Это, конечно, трудно. Охрана, автомобили, бро н ирова н ные машины - они как раз привлекают внимание. Эти машины и эта охрана никогда не спасет от бомб. Ты где-то живешь, кто-то тебя знает, кто-то тебя может продать за деньги, сказать, где ты едешь, как едешь, когда. Мы меняли автомобили каждый день, один день "Опель Омега", другой день "Форд", уезжали один раз в 11 часов, другой раз в 8 часов. Почти такая шпионская жизнь.



Александр Гостев: Вы можете вспомнить конкретный случай нападения на ваших коллег в то время, когда вы были в Багдаде?



Валентинас Мита: Вспомнить я могу многое. Погиб португальский журналист, другой был ранен недалеко от Басры. Случиться может всякое.



Александр Гостев: Нападавшие преследуют политические цели?



Валентинас Мита: По моему мнению, большинство нападений совершаются из криминальных побуждений. Эти нападения, о которых сообщает западная печать, составляют очень малую часть всех нападений в Ираке.



Александр Гостев: Иракская полиция может гарантировать безопасность иностранцев?



Валентинас Мита: Иракская полиция не может гарантировать никакой безопасности, потому что иракская полиция сама не безопасна. Посмотрите сводки сообщений, сколько погибает иракских полицейских. Что может гарантировать минимум безопасности? Это знакомые, которые у тебя есть, скажем, в религиозных кругах и так далее. Знакомые люди, которые делают политику, которые имеют влияние. Охрана как раз не поможет, потому что в большинстве случаев охрана только помогает привлечь внимание. Если тебя охраняют, значит - ты что-то имеешь, тебя стоит взять.



Александр Гостев: Мы беседовали с нашим коллегой Валентинасом Мите, несколько раз побывавшим в Ираке в последние годы.


За все время военной кампании в Ираке российских граждан похищают в третий раз. Весной 2004 года в плену у неизвестной вооруженной группировки около суток провели восемь сотрудников российской компании "Интерэнергосервис", позднее они были отпущены без выкупа. Однако спустя месяц было совершено новое нападение на сотрудников этой же компании - один человек погиб, еще двое провели в плену около недели.


Нападений на работников российского посольства в Ираке раньше не было. Лишь в апреле 2003 года американские солдаты, по ошибке, как было сказано, обстреляли российскую автоколонну во главе с послом Владимиром Титоренко. В тот день ранения получили пять россиян, только один из них был ранен тяжело.


XS
SM
MD
LG