Ссылки для упрощенного доступа

НАТО в 2020-м. Какие задачи стоят перед союзом


Ирина Лагунина: За демонстрациями, двусторонними встречами, выступлениями и торжествами по поводу 60-летия один вопрос остался в стороне саммита НАТО в Германии и Франции – вопрос о будущем союза. Лидеры 28 государств получили набросок этого документа, но договорились его не рассматривать, а просто принять к сведению и для размышления. Действительно, лучше сначала отметить юбилей, а на следующий год уже начать работу над будущей формой коллективной обороны евроатлантического пространства. Однако никто не мешает экспертам, да и официальным лицам союза начать размышлять на эту тему уже сейчас. Именно поэтому в рамках саммита был организован молодежный дискуссионный форум “НАТО в 2020 году”. И вот разброс мнений, который на нем прозвучал. Глава группы политических советников Генерального Секретаря НАТО Джейми Шей:
Джейми Шей:
Многие сейчас обращаются к цифре 60. Что значит быть 60-летним. Для человека это означает стоять одной ногой в могиле. Да, это грустно, но это так. Жизнь после этого продолжается только в одном направлении – к тому, чтобы опустить в могилу вторую ногу. Это время, когда человек теряет силы, это время, когда возможности действовать становятся все более ограниченными, это время, когда уже не ты выводись собаку гулять, а когда собака выводит тебя гулять. Но относится ли все это к организациям, к институциям? Ответ, конечно же, нет. Нет никакого генетического или биологического закона, который предписывал бы такое же развитие для союза. Союз может оставаться молодым, активным и отвечающим требованиям времени.

Ирина Лагунина:
Новое в развитии союза – это новый президент США, президент, готовый слушать и принимать опыт других. Так он сам себя представляет. Но что думают по поводу ведущей роли США в НАТО? Джейми Шей, кстати, шотландец.

Джейми Шей: Основы НАТО и сейчас, 60 лет спустя, исключительно актуальны. Во-первых, Европа работает лучше, когда здесь присутствуют американцы. Европа – континент, у которого не очень хорошая история сохранения естественного равновесия. Радом огромная страна – Россия. Я не делаю заявлений о том, какая это страна политически. Это простой геополитический факт. Огромная страна на Востоке. Внутри самой Европы есть несколько очень больших государств, включая Германию и Францию, которые были исторически самыми мощными государствами, и есть несколько небольших и совсем маленьких государств. Так что Соединенные Штаты нужны в качестве стороннего ингредиента в эту смесь, чтобы сбалансировать отношения очень больших, небольших и совсем маленьких. И я думаю, что это – не совпадение, что Европа переживала самый мирный период своей истории в последние 60 лет, в то время, когда Америка была здесь в качестве медиатора между европейскими силами.

Ирина Лагунина: И не случайно стремление некоторых стран вступить в организацию, которой 60 лет.

Джейми Шей: Второй момент состоит в том, что НАТО по-прежнему привлекательна. Французский моралист 16 века заметил насчет брака – те, кто вне его, хотят в него вступить, а те, кто вступил, хотят из него выйти. Но это совершенно не случай НАТО. Те, кто находится вне союза, хотят вступить, а те, кто уже вступил, хотят в нем оставаться. Меня поразила дискуссия во Франции несколько недель назад: стоит ли президенту Николя Саркози вновь присоединить страну к военным структурам НАТО. Плюс это или минус? Не является ли это сдачей позиций перед Соединенными Штатами. Я думаю, что президент Саркози очень хорошо понимает, что НАТО – это не та организация, где американцы доминируют над Европой, НАТО – это организация, через которую у европейцев есть какой-то контроль над тем, что делают Соединенные Штаты. И если Франция хочет оказывать влияние на США, то лучше быть внутри союза, чем вне его.

Ирина Лагунина: Джейми Шей, глава группы политических советников при Генеральном Секретаре НАТО. Вице-президент Ассоциации атлантического договора Фран Бурвелл представляет в этой дискуссии США.

Фран Бурвелл: Мы должны рассмотреть три вещи. Если учесть ограничения, которые будут испытывать на себе Соединенные Штаты – они останутся сильной страной, но не настолько лидирующей, как сейчас, - в союзе может произойти перераспределение сил. США, возможно, не будут ведущей страной в самом союзе. А это означает, что европейские страны и Канада должны будут занать место Америки, должны будут выступить вперед. И мы должны уже сейчас думать, как будут строиться эти отношения. У Соединенных Штатов есть и собственные проблемы и угрозы, с которыми они должны бороться и которым должны противостоять. Некоторым из вас известно, например, о проблеме контрабанды наркотиков на нашей южной границе с Мексикой. Второй момент – это отношения с Европейским Союзом. Это исключительно важная организация, которая развивается в области безопасности. Вступит ли ЕС в НАТО как союз? Какие другие механизмы общения между двумя этими группами есть у нас в запасе? Ведь именно эти две группы являются основными в принятии решений в Европе. И последняя проблема, которую я хотела бы отметить, это Россия. Думаю, что мы можем признать, что в последние лет 10 мы несколько игнорировали Россию. Россия не хочет быть членом НАТО, но мы также не хотим, чтобы она была полностью посторонним государством, врагом. С другой стороны, мы точно не знаем, в каком направлении развивается эта страна, чего она хочет. И нам предстоит определить наши отношения – более, чем в рамках военного сотрудничества в Совете Россия-НАТО. Это будет ключевым вопросом для последующих 10 лет.

Ирина Лагунина: Отношения с Россией вызывают еще одну дискуссию – стоит ли НАТО сохранять статью 5 устава – статью о коллективной обороне. Сторонники сохранения отмечают, что именно она делает вступление в союз вдвойне привлекательным. Противники замечают, что применялась она в истории союза дважды – для совместного патрулирования Босфора по просьбе Турции против возможных террористических атак и в Афганистане. Но Афганистан, конечно, единственная боевая операция, да и она проводится не на территории государств-членов союза. Дискуссия вызвана тем, что непосредственно безопасности союзников на данный момент ничто не угрожает, говорят один. Вот список угроз, который приводи Карл Ламерс, президент Ассоциации атлантического договора, немец.

Карл Ламерс: Мы живем в эпоху очень драматичного финансового кризиса. И мы должны поднять вопрос о том, как этот кризис повлияет на политику в области безопасности по всему миру. Это первый вопрос. Но есть еще несколько ключевых вопросов на сегодняшний день. Международный терроризм, распространение оружия массового поражения, государства, неспособные управлять своей территорией. Будут ли эти проблемы решены в ближайшие 10 лет? Не думаю. Более того, я думаю, что угрозы сегодняшнего дня и угрозы будущего подойдут ближе к дому каждого человека. Я думаю сейчас о проблеме энергетической безопасности. Это проблема, которая касается каждого гражданина наших стран. Если мы потеряем доступ к энергетическим ресурсам, то это скажется на каждом. А проблема нехватки питьевой воды? Как вы думаете, что произойдет, если в будущем какие-то страны начнут серьезно сталкиваться с этой проблемой. Думаю, что это станет проблемой безопасности людей в наших городах.

Ирина Лагунина:
Глава военного комитета НАТО, адмирал Джанпаоло ди Паола добавляет к этому списку еще один неожиданный пункт.

Адмирал Джанпаоло ди Паола: Пиратство. Почему я вообще заговорил о пиратстве? Почему меня должно волновать, что где-то у берегов Сомали захвачено судно? Вы мне можете сказать, что вас это не волнует. Так вот, должно волновать. Потому что если это судно захвачено что-то у Сомали, то вы, может быть, не получите топливо или бензин, у вас не будет света, вы, может быть, не получите те вещи, которые позволяют вам столь хорошо и модно одеваться, потому что большинство поставок одежды переправляется по морю. Так что, может быть, вы это не осознаете, но это – реальность, которая касается вас. Свобода передвижения, свобода торговли, свобода мореплавания исключительно важны для вашего благополучия. И вы сидите сейчас, удобно устроившись на стуле, потому что где-то каждый день и каждую ночь в этих морях находятся люди, которые пытаются предотвратить захват судов. Вот это, мне кажется, вы должны понять.

Ирина Лагунина: Вывод дискуссии.

Адмирал Джанпаоло ди Паола: Экономический кризис, изменение климата, демографические изменения, которые все мы наблюдаем, истощение природных ресурсов – это все те движущие силы, которые будут оказывать влияние на то, как мы живем, как мы проводим военные операции, на то, как мы защищаем наши ценности. И мы должны уже сегодня задумываться над этим, готовиться к этому. Но не в изоляции, потому что мир, к которому мы движемся, - и это мое личное мнение, - это не многополярный мир, и не двухполярный, и не однополярный. Это мир без полюсов, это мир равенства. Так что мы должны уметь работать вместе. Защищать наши ценности, учитывать то, что мы ценим, но работать вместе.

Ирина Лагунина: Самое главное, что вызывает разногласия относительно дальнейшей роли НАТО, это вопрос о том, стоит ли ограничиться защитой собственной территории или продолжать быть своего рода международным полицейским даже в таких отдаленных районах, как Афганистан. В Европе по этому поводу никогда не было единого мнения.
XS
SM
MD
LG