Ссылки для упрощенного доступа

Анатолий Стреляный: "Последнее прибежище опущенных"


Анатолий Стреляный
Анатолий Стреляный

Новый главный редактор некогда славной демократической еженедельной газеты пишет следующее:


«Могут ли Соединенные Штаты Америки, насчитывающие чуть более 200 лет своей государственности, учить Россию, история государственности которой насчитывает, в разных оценках, от 500 до 1000 лет, но уж никак не менее 500?»


И так далее.


Нет, ещё одна выдержка:


«Назовите мне, пожалуйста, любые два года подряд на всем протяжении ХХ века и начала века нынешнего, когда бы число позитивных или хотя бы нейтральных сообщений и комментариев о России/СССР/России в западных СМИ превышало негативные».


Человек ХХ I века, чья рука это всё выводит, у верующего вызывает только скорбь, а у неверующего – скорбь или презрение.


Скорбь – в том случае, если автор таким способом посылает стране и миру сигнал: мне плохо, меня мучают, поэтому я вынужден говорить что велят, но, как видите, довожу всё до абсурда – палачи не врубятся, а вы, добрые люди, всё поймёте.


Презрение – в том случае, если он лжёт не только читателю, но и самому себе: да, я позволил себя опустить и теперь делаю гадости, но это – из любви к Родине.


До сих пор патриотизм был, как известно, последним прибежищем негодяев. Теперь он последнее прибежище и опущенных.


Может быть, с именем этого несчастного свяжут примечательную веху в новейшей российской истории. Главный редактор газеты (и не только, естественно, газеты) – лицо опять официальное, номенклатурное, он проводит линию Кремля, разъясняет массам последние выступления вождя, задаёт тон откликам трудящихся.


Ему опять положено писать плохо. Писать более-менее хорошо разрешается только нескольким, специально отобранным, но, как правило, не главным и вообще не редакторам: как, например, Эренбургу при Сталине. В России Путина таких ещё нет и, скорее всего, не будет.


Кстати, в те же годы, что и Эренбург в СССР, хорошо и очень положительно писали о Советском Союзе такие западные мастера, как, например, Барбюс, Анатоль Франс, Бернард Шоу. Не два года подряд, а четыре десятилетия подряд прославлением Советского Союза занималась целая индустрия западной левой пропаганды. «Правду о советской России» несли своим соотечественникам миллионы членов французской, итальянской, испанской и прочих компартий.


Да, главный редактор всё-таки, наверное, сознательно доводит до абсурда, до уровня агитпропа 40-х годов прошлого века спущенные ему тезисы казённой пропаганды. В обоснование нынешней кремлёвской мнительности он напоминает, что «наполеоновская экспансия» и обе мировые войны начинались «с территории современного Евросоюза» (делая вид, что не знает, кто был «жандармом Европы», а потом – гарантом нерушимости соцлагеря). Ставит американцев на место вопросом, выдержали бы ли они «нашествия войск Наполеона, кайзера Вильгельма или Гитлера».


И, наконец, намекает, что, по его прикидкам, Россия переживёт США и будет править миром: «Или нам нужно подождать еще лет 300, чтобы проверить, кто - учитель или "ученик" - останется единым государством и действующим субъектом мировой политики?»


XS
SM
MD
LG